Вячеслав МИНИН
 
Возвращение Распутина
 

"Будет тебе по имени твоему..." (Св. пр. Иоанн Кронштадтский)

     Память Истории беспощадна и избирательна (и с тем ничего не поделаешь!). Имена многих, даже слывших при жизни некогда "великими" и "выдающимися", она безжалостно забывает или вспоминает весьма редко, неохотно и формально, только в силу необходимости. К другим же проявляет неослабное внимание и пытливый интерес. Третьих совершенно неожиданно вдруг начинает возвеличивать и прославлять, открывая новые факты из страниц их жизни и кардинальным образом меняя устоявшиеся представления...
    Григорий Распутин, безусловно, принадлежит к числу личностей не только характерных и самобытно-ярких, но и удивительных, феноменально-даровитых, едва ли постижимых вне духовного исторического видения трагической судьбы России.
    И странным образом, вновь и вновь, все громче и настойчивее распутинская тема начинает стучаться в наше больное и искалеченное время. Избавиться от присутствия Распутина при осознании трагедии России ныне просто никак не удается. Вот Вам и неграмотный сибирский мужик! Вот Вам и роль личности в истории!
    Темой о Распутине занимаются теперь дипломированные специалисты и богословы, написано и издано о нем уже множество книг, созданы фильмы, проводятся научно-богословские конференции, где обсуждаются факты из его биографии, уникальные особенности его личности, изучается суть его учения по уцелевшим документальным свидетельствам. А уж о многочисленных газетных полемических публикациях и вовсе говорить не приходится, ибо таковых наберется уже не один воз и не одна маленькая тележка, а думается целая дюжина ...
    Вместе с тем, как и прежде, Распутин в широких массах, к сожалению, продолжает оставаться образом нарицательным, сугубо отрицательного характера, сочетающим в себе нечто низкое, похабное, бесстыдное, безудержно разгульное... К тому же, он продолжает представляться многим как некий символ падения Русского Царства, сочетая в себе воедино самые уродливые качества бывшего "хлыста", "конокрада", с мощным природным гипнотическим даром, помноженным на половую распущенность и пьянство. И вот, такой "бесстыжий блудник", "похотливый мужик", "бражник", "аферист", "проходимец" был удивительным образом возвеличен и возведен волею судеб в ранг "Друга" самой Царской Семьи. По Распутину (точнее, мифу о Распутине) судят и ныне о духовном облике Семьи последнего Русского Самодержца. Ядовитая и громкоголосая "распутиниада" звучит и по ныне негласно убийственным приговором "прогнившему русскому самодержавию", во главе со "слабовольным и недалеким" Царем Николаем II" (да и самой монархической идее государственности). Эти изуверские клише-штампы еще с детства, со школьных уроков истории со страшной силой были буквально вколочены в наши доверчивые души и прочно там застряли. Пользуясь психотехническими приемами дьявольских технологий, сотворив из Распутина персонаж однозначно мерзкий и бесстыдный, некие силы добились таки своего. Однако слишком при том переусердствовали. И именно эту грязную сторону придуманных деяний история вдруг начинает теперь безжалостно разоблачать, обнажая ложь с неумолимой пронзительной силой и убедительностью. И действительно, если бы с подлинным Распутиным было все так, как принято писать и считать, думается, тема о "Друге Царской Семьи" была бы уже давно закрыта. Но здесь явно не тот случай. Чем более внимательно и беспристрастно серьезные исследователи обращаются к личности Распутина, тем больше открывают объективных фактов, свидетельствующих об обратном; тем ярче открываются и изобличаются при свете неоспоримых исторических материалов не отдельные факты, а целая система грязных фальсификаций и наветов, удивительная по своему зло ухищрению и масштабности компания (а точнее, компании, ибо их было великое множество) клеветы и шельмования.
    Тем не менее, и противники (которых ныне большинство) и апологеты Распутина, и совершенно нейтрально относящиеся к нему лица(есть, без сомнения, и таковые)сходятся все же на одном выводе: на определенной символической значимости этой фигуры в судьбах России, а именно, конкретного исторического периода, очертанного промежутком между двумя русскими революциями в XX веке. Вместе с тем, конечно же, нет никаких оснований доверять истерическим мемуарным суждениям, в которых Распутин обозначается порой чуть ли не единоличным виновником крушения Российской Империи. Примером таковых могут служить воспоминания небезызвестного лидера февральской революции в России неистового революционера масона Александра Керенского, заявившего в эмиграции буквально следующее: "Без Распутина не было бы Ленина". Существуют и другие утверждения о неком могущественном влиянии Распутина на политику предреволюционной России. Об абсурдности подобного взгляда резонно говорит писатель и историк, доктор исторических наук, Александр Николаевич Боханов, приведший в одном из своих выступлений (запечатленных в фильме "Возвращение") убедительный пример, когда "Друг" Царской Семьи был не в состоянии освободить собственного сына от службы в Армии. Так что сфера влияния Распутина на Царя была весьма ограниченной и касалась круга сугубо духовных проблем. Об этом же, кстати, свидетельствуют и письма Государя Николая II, адресованные своей горячо любимой Супруге. Так в одном из них Император просит Александру Федоровну, чтобы она не втягивала "Друга" в политику. Другие исследователи, серьезно сверив советы Распутина с действиями Государя Императора Николая II, не нашли сколь либо существенной зависимости принимаемых им решений от мнений на сей счет Распутина.
    В дневнике Государя Императора Николая II за 1916 год упоминание о Распутин встречается всего несколько раз (я насчитал 4 упоминания о встрече с "Григорием", как именует его обычно Государь). Надо сказать, что Царь всегда пунктуально фиксировал в своих записях все без исключения встречи с "Другом". Дневниковые упоминания о Распутине безусловно свидетельствуют о большом уважении Государя к Божьему человеку Григорию. Остановлюсь лишь на нескольких дневниковых свидетельствах, оставленных Николаем II в разные годы:
    1905 г. 1 ноября. Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губернии.
    1907 г. После чая...имели радость повидать и поговорить с Григорием.
    1914 г. 5 сентября. Вечером имели утешение побеседовать с Григорием с 9-ти 45 до 11-ти 30.
    18 сентября. Вечером видели и долго разговаривали с Григорием.
    7 октября. Вечером хорошо побеседовали с Григорием.
    17 октября. Только вечером под влиянием успокаивающей беседы Григория душа пришла в равновесие.
    4 ноября. Вечером имели утешение беседы Григория перед его отъездом на родину.
    1915 г.4 августа. Вечером приехал Григорий, побеседовал с нами и благословил меня иконой.
    1916 г. 2 декабря. Вечером провели у Ани (Вырубовой - ЦГ) в беседе с Григорием.
    Исключительно резкое неприятие целым рядом наших нынешних богословов и пастырей личности Распутина резко контрастирует с мнением ряда авторитетных старцев. Особенно хочется отметить безусловно благоговейно-теплое отношение к Григорию Распутину недавно почившего в Бозе отца Николая (Гурьянова) с острова Залит. Судя по воспоминаниям духовных чад и близко знавших его людей, батюшка не сомневался не только в истинности благочестия Распутина, но и прямо пророчествовал о его грядущем прославление РПЦ (как, впрочем, и Царя Иоанна Васильевича Грозного (в схиме Ионы)). Конечно, можно говорить о сугубо личном мнении старца и известны случаи когда ошибались и великие святые, но батюшка Николай никому не навязывал своего мнения и не претендовал на истину в последней инстанции, памятуя что над всем человеческим есть еще Высший Судия...
    Судя по публикациям, в октябре 2002 года в Москве в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась целая научно-богословская конференция с названием "Исторические мифы и реальность", целью которой являлось обсуждение распространенных мифов об известных исторических личностях: святых Царственных мучениках, Царе Иоанне Васильевиче Грозном и Григории Ефимовиче Распутине.
    Из опубликованных докладов обратил на себя внимание доклад д.ф.н. Татьяны Мироновой, которая подробно изложила известную и ранее версию о существовании двойника Григория Распутина- человека, вероятнее всего, актера, загримированного под Григория Ефимовича и публично компрометировавшего его своими непристойными поступками. Докладчик также обстоятельно разоблачает поддельные записки, якобы принадлежащие перу Распутина и до сего времени служившие некими "подлинными уликами" против Распутина.
    Интересно, что ввели Распутина в высший свет весьма авторитетные в Православии лица: ректор Духовной академии епископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси и духовник Царской Семьи архимандрит Феофан (Быстров), будущий архиепископ и известный богослов. Судя по дошедшим историческим свидетельствам, молитвенный дар Распутина прозрел сам отец Иоанн (Кронштадтский). При этом, знаменитый наш святой благословил Распутина, прозорливо предупредив: "Будет тебе по твоей фамилии! (по другой версии: "Будет тебе по твоему имени". Не сказал наш великий пастырь: "Станешь ты по твоей фамилии", но именно: "Будет тебе по фамилии твоей". То есть наветы, клевета, злословия на предмет мнимого распутства. И вот что еще особенно примечательно: та страшная ненависть к Распутину, та ярость, с которой обрушивались на него со всех сторон были обусловлены почему-то пороками (мнимыми), на которые обычно свет реагирует совершенно иначе. Согласитесь, что донжуанство и пьянство на Руси никогда не вызывали такую всеобщую неистовую злобу. А ведь Распутина в основном обвиняли именно в пьянстве и разврате. Сама яростная компания бесоисступления против Распутина и его травля очень напоминает по своему характеру нечто совершенно иное, а именно, брань падшего духа против святости.
    Ибо именно с такой великой неистовой силой и ненавистью злой дух ведет войну отнюдь не с нравственными пороками, а именно, (и только лишь) со святостью!
    Вместе с тем, до нас дошли и иные свидетельства близко знавших Распутина людей: Анны Вырубовой, Юлии Ден, англичанина Жерарда Шелли ...Последний, например, писал о Григории Ефимовиче: "Из всех безобразных историй, которые рассказывали о нем, я не верил ни одной, потому что не было ни единого доказательства в поведении этого человека, чтобы оправдать подозрение в его злых делах". Известнейший царский политик Граф Витте считал Распутина одним из умнейших людей России и очень положительно его характеризовал: "Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся".
    Можно найти немало положительных свидетельств о Распутине и у авторитетных иерархов РПЦ. "Вообще, Распутин был человек совершенно незаурядный и по острому уму, и по религиозной направленности" (митрополит Вениамин (Федченков); "Это Раб Божий, Вы согрешите если даже мысленно его осудите" (епископ Гермоген (Долганов). Правда, в последствие Владыка Гермоген изменил свое мнение о Распутине в худшую сторону, но в конце жизни, судя по мемуарным источникам, в частности воспоминаниям Николая Маркова, осознал свои заблуждения, навсегда примирившись с сибирским странником. "Он не был ни святым, ни дьяволом,- считала сестра Государя Императора Николая II Великая Княгиня Ольга Александровна. - Для Ники и Аликс он оставался тем, кем был на самом деле - крестьянином с крепкой верой в Бога и даром исцеления". Ольга Александровна особенно подчеркивала удивительный дар целительства у Григория Ефимовича: " Распутин определенно обладал даром исцеления. В этом нет сомнений. Я видела эти чудесные результаты своими собственными глазами, и не один раз".
    Писатель и историк Олег Платонов в 70-80 гг. в родном для Распутина селе Покровском предметно беседовал со многими старожилами села и резюмировал в целом абсолютно положительные воспоминания очевидцев о своем земляке.
    Ныне достоверно известно, что компания по дискредитации Распутина носила спланированный характер. Решение об этом было принято даже на всемирной масонской ассамблее в Брюсселе.
    "В действительности же он (Распутин) был просто "притчей во языцех" в руках тех, кто вел столетиями подкоп под Россию и Монархию", как указывал в своих воспоминаниях игумен Серафим (Кузнецов).
    Безусловно, Григорий Распутин имел личные недостатки и грехи, в которых, как известно, страстно и пламенно каялся. Но, как говорит Слово Божие, кто без греха, пусть первый бросит камень. А камения, в отличие от евангельского повествования, на него не просто падали, но сыпались градом, причем, из рук как раз тех, кто сами более всего нуждались в искреннем покаянии! Но дело, как говорится, уже сделано и миф о Распутине с потрясающей живучестью продолжает жить и поныне. Более того, находятся новые мифотворцы и фантасты, продолжатели распутиниады на новый манер, но по старым эскизам. Однако рано или поздно правда, без сомнения, восторжествует и бесовские чары будут окончательно рассеяны. Отрадно, что несмотря на жесткие предубеждения первые шаги к тому уже сделаны.
    Теперь хотелось бы сделать некоторые неоспоримые выводы, касающиеся поднятой в "ЦарьГраде" теме о Григории Распутине.
    1. Простой сибирский крестьянин Григорий Ефимович Распутин в течение многих лет был другом Царской Семьи, отличавшейся исключительно благочестивой и высоконравственной жизнью. Царская Семья очень дорожила этой дружбой. По воспоминанию доктора В.Н. Деревенко, однажды Государь, будучи уже в заточении, попросил его сохранить "самое дорогое, что у нас осталось", вручив врачу небольшой ларец. И тот вынес эту шкатулку за пределы охраняемого дома, рискуя при этом своей жизнью. Доктор вначале полагал, что в ларце драгоценности Царской Семьи, но оказалось, что "клад" представляли письма "незабвенного Григория".
    Закономерен вопрос: что общего могло быть у благочестивого Августейшего Семейства с "пьяницей и развратником"? Чем объяснить ту непонятную дружбу на протяжении почти 12 лет с безграмотным мужиком? За что так любили Распутина царские дети, которые по словам священников, исповедовавших их, "совершенно не ведали грязи мира сего" и были чисты и непорочны душою. Что привлекало к Распутину тысячи людей?
    2. Своими молитвами Григорий Распутин не раз спасал жизнь наследника Императорского Престола, Царевича Алексея, страдавшего неизлечимой болезнью крови гемофилией. Достоверно известны случаи исцелений по молитвам Распутина и других лиц, например фрейлины Анны Вырубовой, сына Арона Симановича, дворянки Ольги Лахтиной и многих других. Причем, Анну Вырубову Распутин буквально вырвал из рук смерти, когда официальная медицина была бессильна, а больная не приходила даже в сознание. Но мы хорошо знаем, что истинные чудеса исцелений и воскрешений из мертвых возможны лишь по молитвам святых Божиих и праведников. А по воспоминаниям дочери Распутина Матроны, Григорий Ефимович всегда лечил и исцелял только при помощи молитв: "Никогда, - повторяю, - никогда отец не лечил никого иными средствами, кроме молитвы, и никогда не впадал он в грех гордости, воображая себя наделенным какими-то сверхъестественными силами, не называл он себя и "избранником Божиим".
    3. Григорий Распутин обладал и пророческим даром. Эти пророчества буквально исполнились в судьбах России, Царской Семьи, а также в жизни Анны Вырубовой и некоторых других лиц.
    Пророческий дар подобного масштаба у "пьяницы" и " развратника" - это что-то невероятно новое!
    Пусть скептики и сомневающиеся объяснят это...
    4.
Григорий Распутин был бессребреником и не стяжателем. После убийства он не оставил никакого капитала, хотя при жизни получал немалые денежные приношения, которые щедро раздавал неимущим и жертвовал на нужды Церкви.
    5.
Григорий Распутин чуть ли не наизусть (будучи неграмотным!) знал Священное Писание и глубинно - убедительно мог комментировать даже сложные места из Библии, чему поражались даже знаменитые того времени дипломированные русские богословы, включая некоторых архиереев РПЦ(епископы Феофан, Гермоген и другие).
    6.
Григорий Распутин искренне любил Русского Царя, Царицу и всю Царскую Семью. Никто из врагов Распутина не мог упрекнуть его в нелюбви к ним. Как писал игумен Серафим (Кузнецов), "Преданность его Царской Семье на основании следственного материала не подлежит сомнению, ибо он ее запечатлел своей смертью".
    7.
Многие из его советов были исключительно мудрыми и точными (например, не ввязываться России в войну в 1912 году, Государыне с дочерьми работать сестрами милосердия в госпитале для раненных, Государю взять на себя Верховное главнокомандование войсками и т. д.)
    8.
Знакомство с Распутиным благодатно влияло, а никак не развращало Царскую Семью. Напротив, во многом под влиянием бесед с Григорием, они усиливают свой интерес к Православию, простому люду, регулярно посещают церковные службы, углубленно изучают Священное Писание. По словам Государя Императора, общение с Григорием всегда приносило ему облегчение и доставляло мир в душе. По воспоминанию бывшей фрейлины и подруги Государыни Анны Вырубовой, Распутин "всегда оставлял Их Величества с радостными упованиями и надеждой в душе". А это ли не подлинные свидетельства соприсутствия Духа Божия, который восстанавливает мир в душе? И напротив, общение с человеком, одержимым бесовским духом, передает и душе ощущения смуты, тревоги, волнения, страхов и прочих состояний, характерных для демонической стихии.
    9.
Так называемы "распутинские кадры": мирополиты Макарий(Невский), Питирим (Окнов), - отличались высоким благочестием и истинно монархическим миросозерцанием. Преданы были Царю и Отечеству и другие "распутинские ставленники": Штюрмер, Протопопов и некоторые другие, большинство из которых были замучены уже после февральского переворота 1917 года врагами русского народа..
    10.
Убийство Распутина выходит за рамки обычного уголовного преступления. Исследователи все более склоняются к наличию ритуального характера этого изуверского злодеяния, совершенного в один день с убийством Царской Семьи (тоже 17 числа). Поражает и схожесть таких моментов, как: убийство в подвальном помещении, подброшенная убитая собака, сжигание одежды, сбрасывание убитого в воду с последующим сжиганием. Все те же этапы наличествуют и в драме с Царственными Страстотерпцами. Неправда ли, слишком много каких-то странных совпадений! Если сюда добавить еще уничтожение близких родственников Царя под Алапаевском (расстрел, сбрасывание мучеников в шахту с последующим взрывом гранат), то картина становится еще более зловещей и стереотипной. Во всех трех случаях просматривается, по сути, тот же почерк, мистическое значение которого сводится к актам жертвоприношений стихиям (преисподней!), где обозревается наличие элементов земли, воды и огня, а также совершаются надругательства над телами убиенных.
    11.
Поражают дальнейшие деяния темных сил по отношению к уже мертвому Распутину: осквернение могилы, сжигание мертвого тела, а также последующее уничтожение чекистами его жены и двух детей в концентрационных лагерях. Кому и чем помешал уже мертвый Распутин и члены его семьи, совершенно далекие от политики люди?
    При всем неоднозначном отношении к Григорию Распутину, во многом сформировавшемуся после распространения фальшивок расстриги Иллиодора (Труфанова), подлейших воспоминаний Арона Симановича, недобросовестных писаний Пикуля, Радзинского, Касвинова и им подобных, следует констатировать, что Распутин принял мученическую смерть, оставаясь православным христианином, не отлученным до конца своих земных дней от Церкви и ее святых Таинств. Благодаря Распутину был построен храм в селе Покровском, благоукрашались и многие другие святые Божьи обители.
    Он бескорыстно помогал нуждающимся, молитвенно лечил больных, оказывал благодатное влияние и способствовал духовному росту святой Царской Семьи, другом которой являлся на протяжении почти 12 лет. После убийства Распутина враги России жестоко расправились с Царем, его Семьей и истинно русскими людьми. Авторитетные православные исследователи российской истории рассматривают миф о Распутине, как искусственную преграду для нравственного возрождения нашего народа.
    Резюмируя сказанное, хочется полностью процитировать строки из подлинных (а не фальшивки, до сих пор продающейся в наших книжных магазинах) воспоминаний Анны Вырубовой, человека, безусловно кристально честного и глубоко преданного Царской Семье, а главное, много лет лично знавшей Григория Распутина: "Распутиным воспользовались как поводом для разрушения всех прежних устоев; он как бы олицетворял собой все то, что стало ненавистно русскому обществу, которое, как я уже писала, утратило всякое равновесие; он стал символом их ненависти, И на эту удочку словили всех - и мудрых и глупых, и бедных и богатых". Весьма обидно, что на ту же удочку и ныне славливают весьма достойных и незаурядных мужей.
    И последнее, сама по себе тема о Распутине не может быть предметом некоего раскола и разделения в Церкви. Она требует спокойного вдумчивого соборного изучения. Раскол вносят крайне диаметральные полярные эмоциональные не терпящие возражений выступления.
    Господи, просвети наши души подлинным знанием правды о Григории Распутине, вразуми нас, рассей чары клеветы и наветов на рабов Твоих.
    Святые Царственные мученики, молите Бога о нас!

(По этическим соображениям настоящего автора не указываем).