Божий странник
 
(под редакцией Александра Малышева)

"Наступает время, когда всякий, убивающий вас,
будет думать, что он тем служит Богу" (Ин. 16;2)

    Четыре комиссии одна за другой проверяли многочисленные газетные публикации о Распутине, в которых он обвинялся во всех смертных грехах. В результате расследования П. А. Столыпина, синодальной комиссии митрополита Алексия и экспертизы сектоведов было официально установлено, что "факты" - сфабрикованы, а "свидетели" - не существующие в природе лица.
    Даже революционная комиссия Временного правительства не сумела найти компромата на Царя и его сибирского Друга.

Божий человек и Государь

    Григорий Ефимович Распутин, еще задолго до своего появления в Петербурге имел репутацию подвижника и привлекал к себе не только своих односельчан, но и жителей соседних губерний. Слух о его подвижнической жизни дошел до столицы, откуда архимандрит Феофан, инспектор Петербургской Духовной Академии, неоднократно ездил к Распутину, почитая его за праведника.

    Будущий владыка Феофан был известен как монах исключительной настроенности и огромного авторитета, сосредоточивший на себе внимание Высочайшего Двора и, в частности, Императрицы Александры Феодоровны, избравшей его своим духовником. Именно архиепископ Феофан и познакомил Григория Ефимовича с Царской Семьей.

    "И совершенно понятно, - пишет в своих "Воспоминаниях" Товарищ Обер-Прокурора Священного Синода князь Н.Д. Жевахов, - что Государыня увидела в лице Распутина того, кто был "старцем" не только в глазах широких масс населения, но и в глазах Ее духовника. Этот тип "печальников", "странников", "юродивых", обнимаемых общим понятием "Божьих людей", был особенно близок душе Императрицы"... В противоположность "официальным" старцам, несущим в монастырях возложенное на них послушание, люди эти, встречающиеся только в России, редко остаются в монастырях. Они ведут строгую аскетическую жизнь, преимущественно странствуют, переходя с места на место, вещая волю Божию людям и призывая к покаянию. Исходя из борьбы с неправдою, искореняя малейшие компромиссы с совестью, "Божьи люди" стараются быть живым воплощением правды Христовой на земле...
    Русский историк В.Ф. Иванов пишет: "Простая безыскусственная речь сибиряка, его резкие порывистые движения, народные поговорки и простота обращения соответствовали душевным наклонностям Царя... Не доверяя ни великим князьям, ни лживым царедворцам, Государь выслушивал и говорил с Распутиным, веря в здравый разум русского простолюдина".
    Почему Государь потянулся к общению с человеком Божьим? И кем был сам Государь?
    "Это был, прежде всего, богоискатель, человек, вручивший себя безраздельной воле Божией, глубоко верующий христианин высокого духовного настроения, стоявший неизмеримо выше тех, кто окружал Его, и с которыми Государь находился в общении. Только невежество, духовная слепота или злой умысел могли приписывать Государю то, что впоследствии вылилось в форму злостной клеветы, имевшей своей целью опорочить Его поистине священное имя. Видя вокруг себя измену и предательство, тяготясь придворною сферою, с ее ложью и лукавством, Государь сразу же проникся доверием к Распутину, в котором увидел, прежде всего, воплощение русского крестьянства, какое так искренно и глубоко любил, - пишет князь Жевахов, - ...история являла нам примеры, когда человечество проходило мимо святых и пророков, не замечая их, или побивало камнями и распинало тех, в чью святость не верило; вот почему никакие выступления против Распутина не имели и не могли иметь успеха, ибо являлись в глазах Государя выступлениями гонителей не Распутина, а гонителей Веры...".

Чудеса исцеления

    "О необъяснимой сверхъестественной силе, которой обладал Распутин, - пишет русский историк Н. Обручев - имеются тысячи свидетельств. Его появление у ложа больного Наследника неизменно вызывало быстрое прекращение кровотечения: Боли и жар прекращались, на изнеможденном бледно-желтом лице появлялся румянец жизни и наступало постепенное восстановление сил. Совершенно беспомощные в лечении болезни, врачи только разводили в недоумении руками".
    "С первого же раза, когда Распутин появился у постели больного Наследника, облегчение последовало немедленно. Всем приближенным Царской Семьи хорошо известен случай в Спале, когда доктора не находили способа помочь сильно страдавшему и стонавшему от болей Алексею Николаевичу. Как только, по совету А.А. Вырубовой, была послана телеграмма Распутину и был получен на нее ответ, боли стали утихать, и в скором времени Наследник поправился, - сообщает в своей книге последний Дворцовый Комендант Государя В.Н. Воейков. - Если стать на точку зрения Императрицы-Матери, в Распутине видевшей богобоязненного старца, своими молитвами помогавшего больному Сыну, многое должно быть понято всякому преданному Престолу и Родине русскому человеку".
    Господь Промыслитель не раз указывал на мистическую сторону той любви, которая связывала Царскую Семью и сибирского крестьянина. Враги России прекрасно понимали, что, покушаясь на жизнь Григория, они покушаются на жизнь Царевича Алексея. 1 июня 1914 года в селе Покровском старец получил ножевое ранение в живот, и в тот же час без всякой видимой причины у Наследника, находившегося на яхте в финских шхерах, открылось кровоизлияние в паху.
    "Императрица послала ему (Распутину) телеграмму, на которую был получен ответ: "Помолюсь - и наследник будет здоров". Действительно, день спустя здоровье наследника стало улучшаться", - пишет камердинер Царицы А.А. Волков.
    "Он не был никаким гипнотизером или шарлатаном, - пишет митрополит Вениамин о молитвенном заступничестве Распутина за болящих, - нельзя же забывать, что ученый монах и богослов о. Феофан чтил его как святого и всегда был в радости от общения с ним".

Покаянные беседы

    Помимо совершения молитвенного подвига, человек Божий Григорий запомнился своим современникам одухотворенными беседами. Приведем отрывок одной из них:
    "Чтобы спасти свои души, надо-ть вести богоугодную жизнь, говорят нам с амвонов церковных священники да архиереи... Это справедливо... Но как же это сделать?.. Бери Четьи Минеи, жития святых, читай себе, вот и будешь знать как, отвечают. Вот я и взял Четьи-Минеи и жития святых и начал их разбирать и увидел, что разные святые разно спасались, но все они покидали мир и спасение свое соделывали то в монастырях, то в пустынях...
    Увидел я в Четьи-Минеи и еще, чего не взял себе в толк. Что ни подвижник, то монах... Ну, а с мирскими-то как? Ведь и они хотят спасти души, нужно и им помочь и руку протянугь...
    Значит, нужно придти на помощь и мирянам, чтобы научить их спасать в миру свои души. Вот, примерно, министр Царский, али генерал, али княгиня какая, захотели бы подумать о душе, чтобы, значит, спасти ее... Что же, разве им тоже нужно бежать в пустыню или монастырь?! А как же служба Царская, а как же присяга, а как же семья, дети?! Нет, бежать из мира таким людям не резон. Им нужно другое, а что нужно, того никто не скажет, а все говорят: ходи в храм Божий, соблюдай закон, читай себе Евангелие и веди богоугодную жизнь, вот и спасешься".
    И так и делают, и в храм ходят, и Евангелие читают, а грехов, что ни день, то больше, а зло все растет, и люди превращаются в зверей...
    А почему?.. Потому, что еще мало сказать: "веди богоугодную жизнь", а нужно сказать, как начать ее, как оскотинившемуся человеку, с его звериными привычками, вылезть из той ямы греховной, в которой он сидит, как ему найти ту тропинку, какая выведет его из клоаки на чистый воздух, на Божий свет. Такая тропинка есть. Нужно только показать ее. Вот я ее и покажу.
    Спасение в Боге... Без Бога и шагу не ступишь... А увидишь ты Бога тогда, когда ничего вокруг себя не будешь видеть... Потому и зло, потому и грех, что все заслоняет Бога, и ты Его не видишь. И комната, в которой ты сидишь, и дело, какое ты делаешь, и люди, какими окружен, - все это заслоняет от тебя Бога, потому-то ты и живешь не по-Божьему, и думаешь не по-Божьему. Значит, что-то да нужно сделать, чтобы хотя увидеть Бога...Что же ты должен сделать?..
    После службы церковной, помолясь Богу, выйди в воскресный или праздничный день за город, в чистое поле... Иди и иди все вперед, пока позади себя не увидишь черную тучу от фабричных труб, висящую над Петербургом, а впереди прозрачную синеву горизонта... Стань тогда и помысли о себе... Каким ты покажешься себе маленьким, да ничтожным, да беспомощным, а вся столица в какой муравейник преобразится пред твоим мысленным взором, а люди - муравьями, копошащимися в нем!.. И куда денется тогда твоя гордыня, самолюбие, сознание своей власти, прав, положения?.. И жалким, и никому не нужным, и всеми покинутым осознаешь ты себя... И вскинешь ты глаза свои на небо и увидишь Бога, и почувствуешь тогда всем сердцем своим, что один только у тебя Отец - Господь Бог, что только Одному Богу нужна твоя душа, и Ему Одному ты захочешь тогда отдать ее. Он Один заступится за тебя и поможет тебе. И найдет на тебя тогда умиление... Это первый шаг на пути к Богу.
    Можешь дальше и не идти, а возвращайся назад в мир и становись на свое прежнее дело, храня, как зеницу ока, то, что принес с собою.
    Бога ты принес с собою в душе своей, умиление при встрече с Ним стяжал и береги Его, и пропускай чрез Него всякое дело, какое ты будешь делать в миру. Тогда всякое земное дело превратишь в Божье дело и не подвигами, а трудом своим во славу Божию спасешься. А иначе труд во славу собственную, во славу твоим страстям, не спасет тебя. Вот это и есть то, что сказал Спаситель: "царство Божие внутри вас". Найди Бога и живи в Нем и с Ним и хотя бы в каждый праздник, или воскресение, хотя бы мысленно отрывайся от своих дел и занятий и, вместо того, чтобы ездить в гости или театры, езди в чистое поле, к Богу".
    "Впечатление от его проповеди, - пишет князь Жевахов, - получилось неотразимое, и, казалось бы, самые злейшие его враги должны были признать ее значение. Он говорил о теории богоугодной жизни, о том, чего так безуспешно и в разных местах искали верующие люди и, без помощи учителей и наставников, не могли найти. Что нового, неизвестного людям, знакомым со святоотеческою литературою, сказал Распутин? Ничего!
    Он говорил о том, что "начало премудрости - страх Божий", что "смирение - и без дел спасение", о том, что "гордым Бог противится, а смиренным дает благодать" - говорил, словом, о наиболее известных каждому христианину истинах; но он облекал эти теоретические положения в такую форму, какая допускала их опытное применение, указывала на конкретные действия, а не в форму философских туманов, с ссылками на цитаты евангелистов или апостольские послания.
    Я слышал много разных проповедей, очень содержательных и глубоких; но ни одна из них не сохранилась в моей памяти; речь же Распутина, произнесенную 15 лет тому назад, помню и до сих пор и даже пользуюсь ею для возгревания своего личного религиозного настроения."

Оклеветанный старец

    "Нет пророка в своем отечестве:", - знаем мы из Евангелия. К сожалению, это в полной мере коснулось и России, где большая часть образованной интеллигенции не захотела принять истинного угодника Божьего, понять его преданность Царю и Отечеству.
    Большинство духовенства заняло такую позицию по поводу дружбы крестьянина и его Царя, которая показывала начитанность духовенства только лишь в бульварных газетах. Вместо того чтобы назидать паству на верную службу Богопомазаннику, священство, на свою голову, питалось "утками" из желтой прессы, коей верило...
    "Чтобы прекратить клеветнические слухи, митрополит Алексий лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено заключение Тобольской Духовной Консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной Думы", - сообщает историк Олег Платонов.
    В этом документе говорится о том, что возглавлявший комиссию Владыка Алексий "считает крестьянина Григория Новаго православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в нем нуждается". Святейший Синод одобрил этот документ.
    Но несмотря на то, что синодальная комиссия однозначно выявила клеветнический характер всей этой антираспутинской свистопляски, митрополит Владимир, добившись царской аудиенции, стал пересказывать Государю эти газетные "утки". И, как утверждает протопресвитер Михаил Польский, - "Государыня заявила, что митрополит - не верноподданный, если он может допустить грязные сплетни и разговоры о Царской Семье и передавать их Государю, когда в действительности ничего этого нет. В ответ на обвинения против Распутина она говорила, что старец Григорий неоднократно спасал жизнь нашего сына Наследника Цесаревича и никогда грязной мысли о старце она не допустит".
    "Аще кто досадит Царю, - гласит 84-е апостольское правило, - да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от свяшенного чина: аще же мирянин, да будет отлучен...".
    "За оскорбление Царского Величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления", - пишет епископ Никодим. Владыка Владимир был лишен столичной кафедры.
    В то время, когда некоторые из ревностных почитателей старца отреклись от него под давлением антимонархического пресса, такие столпы Церкви, как Митрополит Питирим Петроградский, Митрополит Макарий Московский, Митрополит Алексий, экзарх Грузии, никогда и ни в чем не высказывали своего отрицательного отношения к Распутину, продолжая принимать его в трудные минуты.
    Образцом самой строгой монашеской жизни был и иной друг и почитатель Распутина - епископ Варнава. "Еще задолго до возвышения Распутина Варнава был хорошо известен в Петербурге как настоящий религиозный деятель и аскет, - пишет историк О. Платонов. - Дружба с Распутиным дорого стоила Варнаве. Его постоянно травили. Как и Распутину, приписывали всякие гадости". После свержения Царя масоны руками синодалов отправили владыку Варнаву в ссылку, где он принял от Господа венец мученика. Да и сегодня "возлюбившие неправду" (2 Фес. 2; 12) называют распутинцем всякого христианина, почитающего светлый образ святого Семейства. Особенно неприятно видеть в роли продолжателей вековой клеветы людей в рясах, которые "не приняли любви истины для своего спасения. И за сие посылает им Бог деиствие заблуждения, так что они верят лжи" (2 Фес. 2; 10-11). Россию продолжают губить не столько изобретатели клевет, коих горстка, сколько верящие клеветам и их распространяющие, коих легион. А клеветник по-еврейски - диавол!
    "Был у Царя мужик из народа - и того убили!" - ответил владыка Гермоген Саратовский на весть о смерти Царского Друга Григория.
    "Осуждали и бранили Распутина только религиозно индифферентные люди, которые одинаково недоверчиво относились даже к о. Иоанну Кронштадтскому, к епископу Феофану и к прочим подвижникам, не укладывавшимся в рамки их религиозного миросозерцания, точнее рационализма", - пишет князь Н.Д. Жевахов.
    К числу этих истинно русских лучших людей принадлежал и архимандрит Феофан (Быстров), инспектор Петербургской Духовной Академии, для которого было достаточно услышать о cибирском подвижнике, чтобы потянуться к нему, с полною верою в него.
    Князь Н.Д. Жевахов пишет: "... и сейчас еще помню отзыв епископа Гермогена, сказавшего мне: "Это раб Божий: Вы согрешите, если даже мысленно его осудите".
    "Однажды Государю передали весьма подробное расследование о разгульной жизни старца. Просматривая его, он заметил, что в день и час, в который произошел один из указанных в расследовании фактов, Распутин как раз находился в Царском Селе. Этого было достаточно, чтобы убедить Государя, что весь доклад представляет из себя сплошную клевету", - пишет наставник Царских детей П. Жильяр.
    А вот что говорит о Распутине смиреннейший старец Митрополит Петроградский Питирим (Окнов), свергнутый позднее мятежниками: "Распутин" - имя нарицательное, специально предназначенное для дискредитирования Монарха и династии в широких массах населения. Носителем этого имени мог быть всякий близкий ко Двору человек, безотносительно к его достоинствам или недостаткам. Идея этого имени заключается в том, чтобы подорвать доверие и уважение к личности Монарха и привить убеждение, что Царь изменил Своему долгу пред народом и передал управление государством в руки проходимца. Ведь чем-нибудь да нужно легализовать насильственный акт ниспровержения Царя с Престола и оправдать его в глазах одураченного населения!.. Вот почему о преступлениях Распутина кричат по всему свету, а в чем эти преступления заключаются - никто не может сказать. Контуры революции стали вырисовываться предо мною еще на Кавказе, и когда я стал предупреждать о грядущих бедствиях, тогда стали громко кричать, что я вмешиваюсь в политику... Мне не верили... Значение Распутина было для меня ясно... Он был первой жертвой, намеченной революционерами".

Мученик Христов

    За двенадцать часов до своего убийства, 16 декабря 1916 года, Распутин говорил посетительнице: "Чувствуется, матушка-голубушка, что конец мой близок... Убьют-то меня - убьют, а месяца так через три - рухнет и Царский Трон".
    "Труп Распутина, насколько мне помнится, - пишет Н. Обручев, - на второй день после его убийства был извлечен со дна Невы. Судебно-медицинская экспертиза обнаружила, что легкие Распутина были наполнены водой, что означало, что в прорубь он был брошен еще живым и умер от утопления. В желудке его было обнаружено присутствие цианистого калия в количестве, достаточном для того, чтобы мгновенно отравить 26 лошадей. Живучесть его была потрясающей".
    Однако нельзя не заметить еще и того, что, кроме его способностей лечить болезни и сверхъестественной, необъяснимой живучести, он обладал еще и даром предвидения. Он неоднократно предсказывал, что с его смертью царствование Династии Романовых прекратится; но были и другие его предсказания:
    За десять дней до своего убийства Григорий Распутин каракулями написал Государю письмо, в котором он прощался с Царской Семьей, предсказывая, что он скоро будет убит и что он наверняка знает, что новый 1917 год (по старому стилю) он уже встречать не будет. В дальнейшем он сообщал в этом своем письме о том, что если в его убийстве примут участие Члены Императорской Фамилии, то через два года на территории России ни одного из них в живых не останется. Это последнее предсказание Распутина оправдалось полностью - в 1919 году большевиками был убит находившийся в заключении в Петропавловской крепости в Петрограде Великий Князь Николай Михайлович, последний из оставшихся еще в живых на территории России Членов Императорской Фамилии.
    Отпевание старца Григория произвел Петроградский викарий владыка Исидор, который за это был лишен кафедры революционным Синодом и отправлен "на покой". Следом за ним были отправлены в ссылку под видом "распутинцев" еще одиннадцать архиереев, не признавших "благоверность" Временного правительства, которое поголовно состояло из высокоградусных масонов.
    Тело Распутина погребли около часовни Серафима Саровского в Царском Селе. Но пролежало в земле оно недолго. Масон Аарон Кирбис (Керенский) приказал выкопать тело старца, чтобы тайно зарыть его в окрестностях столицы. Многочисленные почитатели Григория Ефимовича были свидетелями того, как саперы вскрывали выкопанный гроб. В нем оказалось тело, не тронутое тлением и разложением! Всем присутствующим ударило в нос настолько сильное благоухание, что пришлось "объяснять" этот факт в газетах: дескать, попы его чем-то "натерли"...
    Господь Промыслитель сохранял тело старца, чтобы оно свидетельствовало против врагов России в будущем. Дыры от пуль, рваные раны на теле, разбитая гирей голова и прочие следы немыслимого зверства заставляют вспомнить слова старца Григория: "Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для спасения моих дорогих Государей и Святой Руси...".
    Тогда было принято решение о сожжении нетленных мощей новомученика, ибо предстояло следствие. Произошло это 11 марта 1917 года около большой дороги из Лесного в Пискаревку. С вечера до самого утра стоял народ и смотрел, как сам генерал сжигал крестьянина - за его любовь к Царю-Батюшке.
    В своих мемуарах французский посол в России Морис Палеолог описывал это событие так: "Гроб Распутина был тайно перевезен из Царскосельской часовни в Парголовский лес. Там на прогалине несколько солдат под командой саперного офицера соорудили большой костер из сосновых ветвей. Затем все полили керосином и сожгли. Сожжение продолжалось более 6 часов, вплоть до зари. Несмотря на ледяной ветер, на томительную длительность операции, несколько сот мужиков всю ночь толпами стояли вокруг костра, боязливые, неподвижные, в оцепенелой растерянности наблюдая святотатственное пламя, медленно пожиравшее старца-мученика, Друга Царя и Царицы, Божьего человека...".

+ + +

    "Миф о Распутине нужно рассматривать как специально созданное препятствие на пути понимания наших духовных, политических и национальных ценностей. И создан он именно для того, чтобы завалить дорогу возвращения к этим ценностям, - пишет историк О. Платонов. - Чтобы, посмотрев на мифологизированного Распутина, люди в ужасе отшатывались от своего прошлого, стараясь забыть его и не возвращаться. Сегодня пришло время убирать эти завалы".
    Клевета на Царскую Семью и на ее сибирского Друга, начавшаяся при их жизни, продолжается и после их убиения, и чем дальше - тем сильнее.
    Эта бесовская кипучая деятельность врагов Русского народа вызвана их страхом перед грядущим и, верим мы, неизбежным

Воскресением России.

                    "Из села Покровского на Туре глубокой,
                    Пробиваясь к Господу сквозь нещадный век,
                    Шел с котомкой, посохом, легкою походкой
                    По России Божий человек..."