Камешки для фундамента
будущей державы
Печатается в сокращении.
Государство может существовать только на основе какой-то
общей идеи. Должна быть сила, соединяющая его воедино и предотвращающая
его распад. Если эта идея отмирает, оказывается ложной, то крах такого
государства становится неизбежен. Также может измениться и сам народ, который
больше не может следовать этой идее, и тогда государство существовать не
сможет.
Подобное мы наблюдаем сегодня. Рухнула мощная держава, крах её поразителен,
и никогда ничего подобного в истории не было. Государство, которое, казалось,
стояло непоколебимо, рухнуло в одночасье, когда выдернут был камень из-под
его основания. Прежнее государство делало только робкие попытки опереться
на русский народ, на его историю, на нравственные ценности, которые само
же в народе и расшатало, оно не могло сделать опоры на религию, ибо это
потребовало бы перерождения самой идеи. Но религиозное начало всё более
усиливалось в предперестроечное время.
В искупление своего прежнего отступления люди стали поворачиваться
к Православной Вере, довольно уверенно минуя ловушки в виде разных восточных
учений.
Так было создано, возможно, первое в истории государство, опирающееся
на абсолютное "ничто". Это государство ни на что не опирается: ни на веру,
ни на народ, ни на национальность, а только на слабые силы временщиков
и общенародную апатию. Жрецы этого культа оказались в сто крат усерднее
своего избранного народа в поклонении этой святыне" и очень скоро запродали
за границу и самого идола. Образовалось единственное за всю историю государство
без основы, без идеологии. Временщики, не имея никакой идеологии, пытаются
и будут пытаться паразитировать на чужом теле, на том, что не имеет с ними
ничего общего: на Православии, на идеях Русского Народа и даже Монархии.
Самый яркий пример - это Монархия, хотя попытки в этом направлении временно
приостановлены, но тень кирилловичей стоит за нашими спинами. Может быть,
завтра закрутится новая реклама, начнётся новая пропагандистская шумиха.
Прекрасная мысль: восстановить не самодержавие, а лжемонархию на западный
манер, не Православие, а униатскую или экуменическую веру. А что делаем
мы?
Мы впадаем в истерику, кричим о нашей гибели, поражении, о всесилии
масонства и иудейства. Зададимся вопросом, а почему сейчас такое обилие
литературы по этим предметам. Не для того ли, чтобы сами уверились в их
всесилии? По-настоящему, они отступают по всем фронтам, оставляя нам всё
новые и новые пункты. Причём мы не прилагаем никаких усилий для этого наступления,
а только сами вредим ему. А сделать они ничего не могут, потому что наступает
сам Бог, умилостивленный молитвами за Россию наших Святых Царственных Мучеников
и всех новомучеников.
Наши предки знали, что идущий по путям Господним дойдёт, а творящий
волю Господню обязательно исполнит её. А наша беда в том, что мы полуязычники
без веры, не имеющие любви друг ко другу. Ибо видны бесконечные разделения
среди православных, взаимные упрёки и подозрения.
Для Бога не так важно число идущих за ним, главное то, насколько эти
идущие достойны Его пути. Вспомним слова Апостола: ''Итак, умертвите земные
члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое
есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите
всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите
лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его... Итак, облекитесь,
как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие,
кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если
кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы" (Кол. 3, 5-13).
Вне личного очищения, вне возрастания веры не может быть никакого общественного
движения, благословлённого Богом.
Война сейчас идёт тотальная, и должна она вестись на внутреннем и
внешнем фронтах. Если мы будем оставаться нераскаянными грешниками, то
сильно ли мы будем отличаться от нынешних правителей России? Только на
основе личного очищения возможно собирание в единый здоровый организм.
Вернее, пока - в ячейки, клеточки, которые могут взаимодействовать друг
с другом, но которые станут единым организмом, только когда будет дарован
Богом России Царь.
Каковы бы ни были наши усилия, а они, несомненно, нужны, это может
произойти только тогда, когда на то будет воля Божия. Наша главная цель
- подготовить себя и лучшую, достойную часть нашего народа к восприятию
Царской власти. Мы должны стать камешками, на которых будет строиться здание
нашей Державы. Это должно быть нашей стратегией.
Самое главное: в основу общественного патриотического движения должно
быть положено Православие. Сейчас же, конечно, возникнут возражения: в
самой Церкви неизвестно, что творится, Церковь, наоборот, пытается от нас
отмежеваться. Да, действительно так.
Митрополит Иоанн говорил: "Поэтому именно Православная Соборная и
Апостольская Церковь на протяжении двух тысячелетий своего существования
является главной мишенью сатанинских происков. Именно сюда от века направлял
враг рода человеческого свои самые страшные удары, стремясь лишить человека
возможности покаяния и спасения, возможности примирения с Богом и богоугодного
устройства земного бытия. Именно в ограде церковной встречают человека
искушения и соблазны, преодолевая которые, он закаляется духовно, мужает
в скорбях и бедах, "израбатывая" таким образом, по слову Святых Отцов,
своё спасение. Поверьте, этот тяжкий, многолетний духовный труд далеко
не всем под силу. Слабые и малодушные часто отступают, отговариваясь благовидными
предлогами наподобие того, что де Церковь должна сперва решить свои "внутренние"
проблемы, навести порядок в "собственном доме, а уж потом..." ("Обличать
зло". Беседа редактора газеты "Завтра" с митрополитом Санкт-Петербургским
и Ладожским Иоанном. "Одоление смуты", с. 235.). К тому же, священники,
даже архиереи - это еще не Церковь.
Каждый из нас является членом Церкви, только функции у нас разные.
Соборность Церкви может осуществляться и через голоса мирян. Вспомним Прп.
Иоанна Дамаскина, который, будучи мирянином, выступал против еретиков в
рясах, вспомним Патриархов Фотия и Тарасия, которые много потрудились в
чине "мирян", вспомним князя Константина Острожского - борца с унией на
Западной Украине.
К тому же, нельзя отождествлять Церковь как организацию и Церковь
как организм. Вот как раскрывает эту проблему богослов из недавнего прошлого
Новосёлов М. А.: "Следует различать Церковь-Организм и церковь-организацию.
Только к Церкви-Организму применимы такие наименования Церкви, какие мы
встречаем в Слове Божием, например: "славная, святая, беспорочная" (Еф.
1, 4), "не имеющая пятна или порока" (5, 27), "Жена Агнца" (Откр. 19, 7;
21, 9), "тело Христово" (Еф. 1, 23; Кол. 1, 24 и др.), "столп и утверждение
истины" (1 Тим. 3, 15) и многие другие. К церкви-организации эти понятия
неприложимы (или приложимы с большими ограничениями) и законно приводят
людей в недоумение и отвергаются ими.
Церковь-Организм одна и та же во все века. ибо она вечна по существу,
а церковь-организация зависит от исторических условий своего существования.
Церковь-Организм - чистая "невеста" Христова, "украшенная для мужа
своего" (Откр. 21, 2), а церковь-организация имеет все недостатки человеческого
общества и носит всегда отпечаток немощей человеческих.
В Церковь-Организм не входит ничто нечистое, а в церкви-организации
пшеница и плевела растут рядом - должны расти, по слову Господню, до скончания
века сего.
Церковь-организация нередко преследует Святых Божиих, а Церковь-Организм
воспринимает их в свою сердцевину. Насколько не совпадают церковь- организация
и Церковь-Организм, видно из множества примеров: Св. Афанасия Великого,
Св. Иоанна Златоуста, Прп. Максима Исповедника, Св. Григория Паламы и др.
Церковь-организация извергает их из своей среды, лишает епископских кафедр
и т.д., а в церковном организме они являются и вечно пребывают славнейшими
членами" (Новосёлов М. А. "Письма к друзьям", с. 252-253.). Комментарии,
как говорится, излишни.
Надо научиться понимать это различие и не забывать его, проходя наше
жизненное поприще. Не устремляться в расколы, а настойчиво, с терпением
отстаивать истину, понимая, что, несмотря на "странности" и безобразия
организации, мы - в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Это
послужит благу Церкви и нашему спасению. "Бог один и один Христос, одна
Церковь Его и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом
согласия. Единство не должно дробиться; также не должно дробиться и одно
тело, чрез разрыв связи, - не должно разрываться на куски терзанием отторженных
внутренностей: все, что только отделилось от жизненного начала, не может,
с потерею спасительной сущности, жить и дышать особою жизнию" (Свт. Киприан
Карфагенский. Творения. С. 249. М., 1999.).
Всем, разумеется, очевидно, что в Церкви идут ''не те процессы". Вспомним
"странные" события в Екатеринбурге (заметим, особом, дорогом для каждого
Русского человека месте). Многие другие архиереи ведут себя "странно",
о чём мы, к сожалению, всё чаще узнаём. Естественно, многие из них не захотят
сплочения Православного народа, создания братств вокруг Церкви. Но, вспомним,
что Церковь - это не подобие существовавшего советского государства с командно-административной
системой. Каждый православный христианин будет держать ответ перед Богом,
а не перед администрацией. И с него спросится за то, что он делал, и за
то, что он не делал, спросит Господь за грехи, спросит и за милосердие,
вернее, отсутствие оного. Спросит и за безразличие к вере, за пассивность
в проповеди истинной веры, за нежелание этой вере учиться и возрастать
в ней.
Фактически и мы поставлены перед вопросом: хотим ли принадлежать только
к организации, но и Церкви-Организму? Этот вопрос подразумевает и ответ.
Посмотрите! Кругом орудуют сектанты, а мы ничего не предпринимаем, считаем,
что это дело какого-нибудь центра, находящегося где-то в Москве в Патриархии;
а не центра нашего сердца. Спросится и за многое другое. Но не спросится,
какой у нас был архиерей. Так что нам каждому нужен в первую очередь диалог
с Богом, чтобы голос Его был хорошо слышен, надо использовать усилитель
- собственную совесть. Ведь сумели же противостоять нашествию католицизма
с помощью братств в 16-17 веках. И братства брали на себя роль не только
благоукрасителей храмов и благотворителей, но и защитников Веры Православной.
"Не осталась, впрочем, борьба Православия с протестантством и особенно
иезуитами в Западнорусском крае и без добрых последствий для православных.
Она пробудила их от духовного усыпления и застоя, возбудила в них энергию
и вызвала их на такую деятельность, какой прежде они не знали. И прежде
уже существовали между ними, хотя немногие, братства, так называемые медовые,
с религиозною целию, но вся эта цель ограничивалась попечением лишь о материальных
нуждах некоторых церквей и богаделен. Теперь начали возникать в Западной
России такие братства, которые желали служить не своим только церквам,
а всей Церкви Православной для удовлетворения не столько вещественных,
сколько духовных её потребностей, способствовать распространению просвещения
в русском народе, приготовлять ему учителей веры и благочестия, защитников
Православия от иноверцев" (Митр. Макарий (Булгаков) "История Русской Церкви",
кн. 5, с. 257-258.).
Был Царь, но всё равно требовалась помощь Православного народа. В
деятельности некоторых братств принимали участие члены Царствующего Дома.
Принимали участие, а не командовали там митрополиты, епископы, даже обер-прокурор
Победоносцев, причём заседание братства Пресвятой Богородицы проходило
у него на квартире. В конце прошлого столетия некоторые братства располагали
весьма значительными средствами.
Нынешнюю ситуацию не стоит здесь обрисовывать. Она всем хорошо известна,
она в стократ хуже. Где же братства? Что же, они теперь никому не нужны?
Но ведь были же братства, которые активно боролись и против экуменизма,
и против разложения, действовал Союз православных братств. Конечно, много
было недостатков. Много было паники, истерики, мало созидательной работы,
но прошло бы 2, 4 года, 5 лет и всё бы нормализовалось. Но...
"Вдруг" Архиерейский собор 1994 года принимает решение: П. 17. Внести
в раздел VIII Устава об управлении РПЦ следующее дополнение (п. 8а). "Братства
и сестричества создаются прихожанами православного исповедания (!!!) только
с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея.
Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах
и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, благотворительности
и милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства
и сестричества состоят при приходах под ответственным попечительством настоятелей.
В исключительных случаях устав братства или сестричества, утверждённый
епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации"
(ЖМП, 1995 г. #12).
Разве это соответствует тем началам, которые были заложены в братское
движение на Западной Украине и которые оставались теми же на протяжении
истории Русской Православной Церкви вплоть до крушения Империи? Нет, не
соответствует!
Конечно, архиерей должен благословлять братство, но, связав его с
настоятелем храма, так легко "справиться" с этим братством. К тому же,
если учесть реалии нашей церковной жизни и вспомнить, что некоторые архиереи
только иногда "заезжают" в свои епархии, проживая где-нибудь в Москве,
то непонятно, кто будет этими братствами распоряжаться. Скорее всего настоятель
станет в таком приходе и архиереем, и Патриархом и, как некоторые язвят,
"папой римским". То есть всё зацикливается на настоятеле. Если настоятель
разделяет взгляды своего братства и братство это начинает разрастаться
и затрагивать насущные проблемы церковной жизни, которые могут носить и
вероучительный характер или по-христиански относиться к будущему России,
то такой настоятель, по современному опыту, скорее всего, поедет на другой
приход и, скорее всего, в глухую деревню. Если настоятелю братство не нужно,
что может случиться, когда оно не оказывает храму финансовой поддержки,
то он просто ликвидирует его. И останутся только те братства, которые "зарабатывают"
деньги или занимаются чистой благотворительностью.
Фактически, за этим положением стоит: настоятель должен командовать
братством, что совершенно противоречит духу братства. Вспомним, братства
образовывались как свободное волеизъявление Православного Народа, имели
всесословный характер и не имели командиров. Конечно, православному братству
нужно окормление, но, в первую очередь, духовное, то есть братство должно
иметь духовника, свободно им выбранного, а не настоятеля. Странное решение,
которое вводит максимальный простор для случайностей. Всё зависит от того,
какой будет настоятель.
Причём, в отличие от других решений за этим ведётся строгий контроль:
решение Синода от 22 февраля 1995 года о том, что не представившие свои
исправленные уставы братства "будут расцениваться как не имеющие канонической
связи с Русской православной церковью" (ЖМП 1-4, 1995 г.), и определение
Архиерейского собора 1997 года: "В соответствии с определениями Архиерейского
собора 1994 года и последующим решением Синода считать имеющими церковное
благословение лишь те братства и сестричества, которые переоформили свои
уставы в соответствии с вышеуказанными церковными определениями" (ЖМП 4,
1997, с. 14).
Почему; к примеру, обновленцы довольно спокойно продолжают свою деятельность,
как, например, "кочетковцы", а братства вызвали такой испуг? Что за этим
кроется? Боязнь своего Православного Народа и страх перед властями, которые,
несомненно, приложили к этому руку? Согласен, в деятельности братств, наверное,
было много ошибок. Но какие же это архиереи, которые не могут направить
свою паству? Или им, "блюстителям", не нужно охранять Православную Веру?
А ведь заметим: из целей православных братств начисто выкинута цель хранить
Веру Православную, а присутствует только религиозно-нравственное просвещение.
А как же борьба с сектантством, католическим прозелитизмом и проч.? Западные
области Украины опять нуждаются в православных братствах, которые объединили
бы украинцев и русских, которые бы действовали и на территории России,
и на территории Украины. Нужно общероссийское братство, ставящее целью
борьбу с пьянством и наркоманией. Но для этого надо как минимум добиться
того, чтобы братства могли иметь епархиальный и общецерковный статус. Но,
повторяю, важно, чтобы эти братства основывались не на приказе, а на свободном
волеизъявлении народа.
Кроме того, объединение православных создало бы и экономическую базу
как для Церкви, так и для будущей России. Это положило бы предел "табачным"
и прочим "историям" внутри Церкви, так как всё это бы совершалось на глазах
народа. Но для этого архиереям надо перестать бояться своего Православного
Народа и не идти за разрушителями России. А где архиереи ведут себя "странно"
и не одобряют подобной деятельности - там можно создавать некоммерческие
автономные организации из православных христиан. Надо добиваться нового
решения архиерейского собора, которое обязало бы архиереев способствовать
созданию, а не разрушению братств. И учредить три уровня действия братств:
общецерковный (с благословения Патриарха или Священного Синода), епархиальный
(с благословения правящего архиерея) и приходской (тоже с благословения
архиерея и согласия настоятеля).
Создание и укрепление существующих братств приведёт к сплочению православных
людей, объединит их вокруг истинных пастырей - архиереев и священников.
Среди православных людей выделятся наиболее активные и достойные. Кроме
того, возникнет предпосылка для участия в православных братствах православных
людей, занимающихся средним и малым бизнесом. Они смогут увидеть и проконтролировать
расходование жертвуемых ими средств, что является "камнем преткновения"
в современной благотворительности.
Сейчас, во время царящего повсеместно беспредела, Церковь не может
стоять в стороне от народа, от России. Необходима проповедь и словом, и
делом.
Мы не будем забывать, что мы чаем восшествия на Престол Самодержца,
который подобно Давиду будет дарован России и который спасёт Православную
Веру и Россию. Поэтому, где выборы превращаются в комедию, не стоит и ходить
на избирательный участок, следуя слову Господню: "Блажен муж, иже не идет
на совет нечестивых...", а православным "активистам" не стоит себя марать
в блоках с сомнительными партиями и движениями, ибо наша цель - не победа
на демократических выборах, а подготовка к восприятию идеи монархии, которая,
несомненно, возродится в последние дни.
Эта деятельность, по моему мнению, требует большой подготовительной
работы в виде отыскивания и собирания маленьких камушков - православных
братств. Положительных примеров мало, но можно вспомнить общество "Радонеж",
которое номинально не является братством, но фактически - настоящее братство.
Наверное, оно не идеал, но живёт: выпускает газету, имеет радиостанцию,
отстаивает Православную Веру и т.д.
От всех нас нужна личная инициатива. Наши враги всё могут вычислить,
но не могут полностью учесть и нейтрализовать инициативу, исходящую от
личности. Ведь даже демонские силы не могут читать мысли человека,
если для них закрыт вход в его душу. Поэтому надо каждому подумать, что
он реально может сделать для Православия, для России, и каждый получит
от Бога ответ и пойдёт в нужном направлении. В завершение хочу напомнить
слова Священного Писания, говорящие о первых братствах: "Все верующие были
вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и
разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали
в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте
сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно
прилагал спасаемых к Церкви" (Дн. 2, 44-47). И ещё: "Не было между ними
никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая
их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось,
в чём кто имел нужду" (Дн. 5, 34-35). Осталось только двинуться к этому
идеалу.
Да поможет нам Бог! Аминь.
Павел Троицкий
Содержание
|