ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
УСТАВ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
E-MAIL
  

 Камешки для фундамента 
будущей державы

 Печатается в сокращении.
   Государство может существовать только на основе какой-то общей идеи. Должна быть сила, соединяющая его воедино и предотвращающая его распад. Если эта идея отмирает, оказывается ложной, то крах такого государства становится неизбежен. Также может измениться и сам народ, который больше не может следовать этой идее, и тогда государство существовать не сможет. 
   Подобное мы наблюдаем сегодня. Рухнула мощная держава, крах её поразителен, и никогда ничего подобного в истории не было. Государство, которое, казалось, стояло непоколебимо, рухнуло в одночасье, когда выдернут был камень из-под его основания. Прежнее государство делало только робкие попытки опереться на русский народ, на его историю, на нравственные ценности, которые само же в народе и расшатало, оно не могло сделать опоры на религию, ибо это потребовало бы перерождения самой идеи. Но религиозное начало всё более усиливалось в предперестроечное время. 
   В искупление своего прежнего отступления люди стали поворачиваться к Православной Вере, довольно уверенно минуя ловушки в виде разных восточных учений. 
   Так было создано, возможно, первое в истории государство, опирающееся на абсолютное "ничто". Это государство ни на что не опирается: ни на веру, ни на народ, ни на национальность, а только на слабые силы временщиков и общенародную апатию. Жрецы этого культа оказались в сто крат усерднее своего избранного народа в поклонении этой святыне" и очень скоро запродали за границу и самого идола. Образовалось единственное за всю историю государство без основы, без идеологии. Временщики, не имея никакой идеологии, пытаются и будут пытаться паразитировать на чужом теле, на том, что не имеет с ними ничего общего: на Православии, на идеях Русского Народа и даже Монархии. Самый яркий пример - это Монархия, хотя попытки в этом направлении временно приостановлены, но тень кирилловичей стоит за нашими спинами. Может быть, завтра закрутится новая реклама, начнётся новая пропагандистская шумиха. Прекрасная мысль: восстановить не самодержавие, а лжемонархию на западный манер, не Православие, а униатскую или экуменическую веру. А что делаем мы? 
   Мы впадаем в истерику, кричим о нашей гибели, поражении, о всесилии масонства и иудейства. Зададимся вопросом, а почему сейчас такое обилие литературы по этим предметам. Не для того ли, чтобы сами уверились в их всесилии? По-настоящему, они отступают по всем фронтам, оставляя нам всё новые и новые пункты. Причём мы не прилагаем никаких усилий для этого наступления, а только сами вредим ему. А сделать они ничего не могут, потому что наступает сам Бог, умилостивленный молитвами за Россию наших Святых Царственных Мучеников и всех новомучеников. 
   Наши предки знали, что идущий по путям Господним дойдёт, а творящий волю Господню обязательно исполнит её. А наша беда в том, что мы полуязычники без веры, не имеющие любви друг ко другу. Ибо видны бесконечные разделения среди православных, взаимные упрёки и подозрения. 
   Для Бога не так важно число идущих за ним, главное то, насколько эти идущие достойны Его пути. Вспомним слова Апостола: ''Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его... Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы" (Кол. 3, 5-13). Вне личного очищения, вне возрастания веры не может быть никакого общественного движения, благословлённого Богом. 
   Война сейчас идёт тотальная, и должна она вестись на внутреннем и внешнем фронтах. Если мы будем оставаться нераскаянными грешниками, то сильно ли мы будем отличаться от нынешних правителей России? Только на основе личного очищения возможно собирание в единый здоровый организм. Вернее, пока - в ячейки, клеточки, которые могут взаимодействовать друг с другом, но которые станут единым организмом, только когда будет дарован Богом России Царь. 
   Каковы бы ни были наши усилия, а они, несомненно, нужны, это может произойти только тогда, когда на то будет воля Божия. Наша главная цель - подготовить себя и лучшую, достойную часть нашего народа к восприятию Царской власти. Мы должны стать камешками, на которых будет строиться здание нашей Державы. Это должно быть нашей стратегией. 
   Самое главное: в основу общественного патриотического движения должно быть положено Православие. Сейчас же, конечно, возникнут возражения: в самой Церкви неизвестно, что творится, Церковь, наоборот, пытается от нас отмежеваться. Да, действительно так. 
   Митрополит Иоанн говорил: "Поэтому именно Православная Соборная и Апостольская Церковь на протяжении двух тысячелетий своего существования является главной мишенью сатанинских происков. Именно сюда от века направлял враг рода человеческого свои самые страшные удары, стремясь лишить человека возможности покаяния и спасения, возможности примирения с Богом и богоугодного устройства земного бытия. Именно в ограде церковной встречают человека искушения и соблазны, преодолевая которые, он закаляется духовно, мужает в скорбях и бедах, "израбатывая" таким образом, по слову Святых Отцов, своё спасение. Поверьте, этот тяжкий, многолетний духовный труд далеко не всем под силу. Слабые и малодушные часто отступают, отговариваясь благовидными предлогами наподобие того, что де Церковь должна сперва решить свои "внутренние" проблемы, навести порядок в "собственном доме, а уж потом..." ("Обличать зло". Беседа редактора газеты "Завтра" с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном. "Одоление смуты", с. 235.). К тому же, священники, даже архиереи - это еще не Церковь. 
   Каждый из нас является членом Церкви, только функции у нас разные. Соборность Церкви может осуществляться и через голоса мирян. Вспомним Прп. Иоанна Дамаскина, который, будучи мирянином, выступал против еретиков в рясах, вспомним Патриархов Фотия и Тарасия, которые много потрудились в чине "мирян", вспомним князя Константина Острожского - борца с унией на Западной Украине. 
   К тому же, нельзя отождествлять Церковь как организацию и Церковь как организм. Вот как раскрывает эту проблему богослов из недавнего прошлого Новосёлов М. А.: "Следует различать Церковь-Организм и церковь-организацию. Только к Церкви-Организму применимы такие наименования Церкви, какие мы встречаем в Слове Божием, например: "славная, святая, беспорочная" (Еф. 1, 4), "не имеющая пятна или порока" (5, 27), "Жена Агнца" (Откр. 19, 7; 21, 9), "тело Христово" (Еф. 1, 23; Кол. 1, 24 и др.), "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15) и многие другие. К церкви-организации эти понятия неприложимы (или приложимы с большими ограничениями) и законно приводят людей в недоумение и отвергаются ими. 
   Церковь-Организм одна и та же во все века. ибо она вечна по существу, а церковь-организация зависит от исторических условий своего существования. 
Церковь-Организм - чистая "невеста" Христова, "украшенная для мужа своего" (Откр. 21, 2), а церковь-организация имеет все недостатки человеческого общества и носит всегда отпечаток немощей человеческих. 
   В Церковь-Организм не входит ничто нечистое, а в церкви-организации пшеница и плевела растут рядом - должны расти, по слову Господню, до скончания века сего. 
  Церковь-организация нередко преследует Святых Божиих, а Церковь-Организм воспринимает их в свою сердцевину. Насколько не совпадают церковь- организация и Церковь-Организм, видно из множества примеров: Св. Афанасия Великого, Св. Иоанна Златоуста, Прп. Максима Исповедника, Св. Григория Паламы и др. Церковь-организация извергает их из своей среды, лишает епископских кафедр и т.д., а в церковном организме они являются и вечно пребывают славнейшими членами" (Новосёлов М. А. "Письма к друзьям", с. 252-253.). Комментарии, как говорится, излишни. 
   Надо научиться понимать это различие и не забывать его, проходя наше жизненное поприще. Не устремляться в расколы, а настойчиво, с терпением отстаивать истину, понимая, что, несмотря на "странности" и безобразия организации, мы - в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Это послужит благу Церкви и нашему спасению. "Бог один и один Христос, одна Церковь Его и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия. Единство не должно дробиться; также не должно дробиться и одно тело, чрез разрыв связи, - не должно разрываться на куски терзанием отторженных внутренностей: все, что только отделилось от жизненного начала, не может, с потерею спасительной сущности, жить и дышать особою жизнию" (Свт. Киприан Карфагенский. Творения. С. 249. М., 1999.). 
   Всем, разумеется, очевидно, что в Церкви идут ''не те процессы". Вспомним "странные" события в Екатеринбурге (заметим, особом, дорогом для каждого Русского человека месте). Многие другие архиереи ведут себя "странно", о чём мы, к сожалению, всё чаще узнаём. Естественно, многие из них не захотят сплочения Православного народа, создания братств вокруг Церкви. Но, вспомним, что Церковь - это не подобие существовавшего советского государства с командно-административной системой. Каждый православный христианин будет держать ответ перед Богом, а не перед администрацией. И с него спросится за то, что он делал, и за то, что он не делал, спросит Господь за грехи, спросит и за милосердие, вернее, отсутствие оного. Спросит и за безразличие к вере, за пассивность в проповеди истинной веры, за нежелание этой вере учиться и возрастать в ней. 
   Фактически и мы поставлены перед вопросом: хотим ли принадлежать только к организации, но и Церкви-Организму? Этот вопрос подразумевает и ответ. Посмотрите! Кругом орудуют сектанты, а мы ничего не предпринимаем, считаем, что это дело какого-нибудь центра, находящегося где-то в Москве в Патриархии; а не центра нашего сердца. Спросится и за многое другое. Но не спросится, какой у нас был архиерей. Так что нам каждому нужен в первую очередь диалог с Богом, чтобы голос Его был хорошо слышен, надо использовать усилитель - собственную совесть. Ведь сумели же противостоять нашествию католицизма с помощью братств в 16-17 веках. И братства брали на себя роль не только благоукрасителей храмов и благотворителей, но и защитников Веры Православной. "Не осталась, впрочем, борьба Православия с протестантством и особенно иезуитами в Западнорусском крае и без добрых последствий для православных. Она пробудила их от духовного усыпления и застоя, возбудила в них энергию и вызвала их на такую деятельность, какой прежде они не знали. И прежде уже существовали между ними, хотя немногие, братства, так называемые медовые, с религиозною целию, но вся эта цель ограничивалась попечением лишь о материальных нуждах некоторых церквей и богаделен. Теперь начали возникать в Западной России такие братства, которые желали служить не своим только церквам, а всей Церкви Православной для удовлетворения не столько вещественных, сколько духовных её потребностей, способствовать распространению просвещения в русском народе, приготовлять ему учителей веры и благочестия, защитников Православия от иноверцев" (Митр. Макарий (Булгаков) "История Русской Церкви", кн. 5, с. 257-258.). 
   Был Царь, но всё равно требовалась помощь Православного народа. В деятельности некоторых братств принимали участие члены Царствующего Дома. Принимали участие, а не командовали там митрополиты, епископы, даже обер-прокурор Победоносцев, причём заседание братства Пресвятой Богородицы проходило у него на квартире. В конце прошлого столетия некоторые братства располагали весьма значительными средствами. 
   Нынешнюю ситуацию не стоит здесь обрисовывать. Она всем хорошо известна, она в стократ хуже. Где же братства? Что же, они теперь никому не нужны? Но ведь были же братства, которые активно боролись и против экуменизма, и против разложения, действовал Союз православных братств. Конечно, много было недостатков. Много было паники, истерики, мало созидательной работы, но прошло бы 2, 4 года, 5 лет и всё бы нормализовалось. Но... 
   "Вдруг" Архиерейский собор 1994 года принимает решение: П. 17. Внести в раздел VIII Устава об управлении РПЦ следующее дополнение (п. 8а). "Братства и сестричества создаются прихожанами православного исповедания (!!!) только с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, благотворительности и милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества состоят при приходах под ответственным попечительством настоятелей. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утверждённый епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации" (ЖМП, 1995 г. #12). 
   Разве это соответствует тем началам, которые были заложены в братское движение на Западной Украине и которые оставались теми же на протяжении истории Русской Православной Церкви вплоть до крушения Империи? Нет, не соответствует! 
   Конечно, архиерей должен благословлять братство, но, связав его с настоятелем храма, так легко "справиться" с этим братством. К тому же, если учесть реалии нашей церковной жизни и вспомнить, что некоторые архиереи только иногда "заезжают" в свои епархии, проживая где-нибудь в Москве, то непонятно, кто будет этими братствами распоряжаться. Скорее всего настоятель станет в таком приходе и архиереем, и Патриархом и, как некоторые язвят, "папой римским". То есть всё зацикливается на настоятеле. Если настоятель разделяет взгляды своего братства и братство это начинает разрастаться и затрагивать насущные проблемы церковной жизни, которые могут носить и вероучительный характер или по-христиански относиться к будущему России, то такой настоятель, по современному опыту, скорее всего, поедет на другой приход и, скорее всего, в глухую деревню. Если настоятелю братство не нужно, что может случиться, когда оно не оказывает храму финансовой поддержки, то он просто ликвидирует его. И останутся только те братства, которые "зарабатывают" деньги или занимаются чистой благотворительностью. 
   Фактически, за этим положением стоит: настоятель должен командовать братством, что совершенно противоречит духу братства. Вспомним, братства образовывались как свободное волеизъявление Православного Народа, имели всесословный характер и не имели командиров. Конечно, православному братству нужно окормление, но, в первую очередь, духовное, то есть братство должно иметь духовника, свободно им выбранного, а не настоятеля. Странное решение, которое вводит максимальный простор для случайностей. Всё зависит от того, какой будет настоятель. 
   Причём, в отличие от других решений за этим ведётся строгий контроль: решение Синода от 22 февраля 1995 года о том, что не представившие свои исправленные уставы братства "будут расцениваться как не имеющие канонической связи с Русской православной церковью" (ЖМП 1-4, 1995 г.), и определение Архиерейского собора 1997 года: "В соответствии с определениями Архиерейского собора 1994 года и последующим решением Синода считать имеющими церковное благословение лишь те братства и сестричества, которые переоформили свои уставы в соответствии с вышеуказанными церковными определениями" (ЖМП 4, 1997, с. 14). 
   Почему; к примеру, обновленцы довольно спокойно продолжают свою деятельность, как, например, "кочетковцы", а братства вызвали такой испуг? Что за этим кроется? Боязнь своего Православного Народа и страх перед властями, которые, несомненно, приложили к этому руку? Согласен, в деятельности братств, наверное, было много ошибок. Но какие же это архиереи, которые не могут направить свою паству? Или им, "блюстителям", не нужно охранять Православную Веру? А ведь заметим: из целей православных братств начисто выкинута цель хранить Веру Православную, а присутствует только религиозно-нравственное просвещение. А как же борьба с сектантством, католическим прозелитизмом и проч.? Западные области Украины опять нуждаются в православных братствах, которые объединили бы украинцев и русских, которые бы действовали и на территории России, и на территории Украины. Нужно общероссийское братство, ставящее целью борьбу с пьянством и наркоманией. Но для этого надо как минимум добиться того, чтобы братства могли иметь епархиальный и общецерковный статус. Но, повторяю, важно, чтобы эти братства основывались не на приказе, а на свободном волеизъявлении народа. 
   Кроме того, объединение православных создало бы и экономическую базу как для Церкви, так и для будущей России. Это положило бы предел "табачным" и прочим "историям" внутри Церкви, так как всё это бы совершалось на глазах народа. Но для этого архиереям надо перестать бояться своего Православного Народа и не идти за разрушителями России. А где архиереи ведут себя "странно" и не одобряют подобной деятельности - там можно создавать некоммерческие автономные организации из православных христиан. Надо добиваться нового решения архиерейского собора, которое обязало бы архиереев способствовать созданию, а не разрушению братств. И учредить три уровня действия братств: общецерковный (с благословения Патриарха или Священного Синода), епархиальный (с благословения правящего архиерея) и приходской (тоже с благословения архиерея и согласия настоятеля). 
   Создание и укрепление существующих братств приведёт к сплочению православных людей, объединит их вокруг истинных пастырей - архиереев и священников. Среди православных людей выделятся наиболее активные и достойные. Кроме того, возникнет предпосылка для участия в православных братствах православных людей, занимающихся средним и малым бизнесом. Они смогут увидеть и проконтролировать расходование жертвуемых ими средств, что является "камнем преткновения" в современной благотворительности. 
   Сейчас, во время царящего повсеместно беспредела, Церковь не может стоять в стороне от народа, от России. Необходима проповедь и словом, и делом. 
   Мы не будем забывать, что мы чаем восшествия на Престол Самодержца, который подобно Давиду будет дарован России и который спасёт Православную Веру и Россию. Поэтому, где выборы превращаются в комедию, не стоит и ходить на избирательный участок, следуя слову Господню: "Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых...", а православным "активистам" не стоит себя марать в блоках с сомнительными партиями и движениями, ибо наша цель - не победа на демократических выборах, а подготовка к восприятию идеи монархии, которая, несомненно, возродится в последние дни. 
   Эта деятельность, по моему мнению, требует большой подготовительной работы в виде отыскивания и собирания маленьких камушков - православных братств. Положительных примеров мало, но можно вспомнить общество "Радонеж", которое номинально не является братством, но фактически - настоящее братство. Наверное, оно не идеал, но живёт: выпускает газету, имеет радиостанцию, отстаивает Православную Веру и т.д. 
   От всех нас нужна личная инициатива. Наши враги всё могут вычислить, но не могут полностью учесть и нейтрализовать инициативу, исходящую от личности. Ведь даже демонские силы не могут читать мысли человека, если для них закрыт вход в его душу. Поэтому надо каждому подумать, что он реально может сделать для Православия, для России, и каждый получит от Бога ответ и пойдёт в нужном направлении. В завершение хочу напомнить слова Священного Писания, говорящие о первых братствах: "Все верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Дн. 2, 44-47). И ещё: "Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду" (Дн. 5, 34-35). Осталось только двинуться к этому идеалу. 
   Да поможет нам Бог! Аминь. 
Павел Троицкий

Содержание