ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
УСТАВ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
E-MAIL
  

"Свастика" - 
оккультный знак или Православный символ?

"Крест всякой формы есть истинный Крест!" 
(св. Феодор Студит)
    "Свастика", "грамматический Крест", "коловрат", "надгробный мученический Крест" - под разными именами этот древний знак сопровождает человечество на его историческом пути. После Второй мировой войны в западном мире отношение к свастике определялось совершенно однозначно. "В новейшее время свастика использовалась немецкими фашистами в качестве эмблемы "арийского" начала, что придало свастике одиозный характер в современном восприятии", - суховато сообщает энциклопедия "Мифы народов мира". Между тем гамматический Крест благодаря богатству своих форм и значений остается захватывающей темой и для историка духовной культуры, и для исследователя живой народной традиции, а также и для значительного числа дилетантов или откровенный хулителей (к сожалению, и из "православной" среды), так любящих навязывать другим свою точку зрения на страницах своих псевдопатриотических изданий, а также в радиоэфире. Вот, например, один малоизвестный широкой аудитории публицист, постоянный автор газеты "Черная сотня", О. В. Светалов в одной из своих статей в этой ( самой газете (╧ 10 за 1999 год) прямым образом отнес свастику к оккультным, масонским символам, подчеркнув, что "свастика - это символ далеко не русский и не православный" (!).  
  
Рис. 1. Символическое изображение Св. Причастия (сосуд со свастикой), 
которого сподобляется душа праведника (голубь) в райских обителях. 
Катакомбы Прискиллы 
    Неудивительно, что еще несколько лет назад на обороте обложки газеты "Черная сотня" ее главный редактор А.Р. Штильмарк очень любил печатать "демократический" кроссворд (что в переводе означает слово "крестословица") в форме свастики.  
    А что можно сказать о широко известном скульпторе В. Клыкове, грандиозное изваяние которого стоит в центре столицы в виде Георгия Жукова, сидящего на коне, который копытами попирает эту самую свастику?! И таких примеров, к сожалению, не счесть...  
Рис. 2. Свастика на налгробиях первых христиан:
а) III-IV вв. Пропись по: Roller Th. Les Catacombes de Rome: Histoire de Fart et des croyances religieuses pendant Ics premiers siecles du Christianisme. P., 1881 V.1 P.41 PI.X.29 
б) IV в. Там же. Р1.Х 30; 
в) 111-IV вв. Tам же. PI.X.31, 
г) 111-IV вв. Там же. Р1. XXXII.  

    Так что же это за символ и как к нему относиться нам, православным христианам?.. Древность происхождения свастики восходит к эпохе верхнего палеолита. Академик Б.А. Рыбаков назвал этот символ связующим "звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичного узора в тканях, вышивке и плетении". Одно из наиболее ранних известных науке изображений свастики, где она не "тонет" в орнаментальном контексте, а, наоборот, ритуально "выявлена", относится многими учеными к шумерской цивилизации. Этот символ украшает собой глиняные сосуды из Самарии (территория современного Ирака), датируемые V-ым тысячелетием до Рождества Христова. Движущийся Крест бытует как поистине планетарный и универсальный символ, потому что проявляется у многих народов и в разные времена Этот символ был известен до-арийскому обществу Алгын-Тепе (юг Средней Азии), встречается свастика и среди памятников протодравидской Хараппы...  

 
Рис. 3. Свастика на христианских надгробиях южных славян. 
Воспр по Wenzel M Motivi na steccima. Sarajevo, 1965.

    Теологически все это может быть истолковано как подтверждение обшего происхождения допотопного (от св. праотца Адама) и послепотопного (от св. праотца Ноя) человечества В научном лексиконе слово "свастика" появляется не раньше XIX века. Само название svastika, писал Макс Мюллер Генриху Шлиману, происходит от двух санскритских слов- su (добро) и as (есть). В этом смысле слово "свастика" соответствует правостороннему гамматическому кресту.  
    Мистически эта форма Креста отражает всю тайну Промышления Божия, а догматически она выражает всю полноту Церковного вероучения. Еше Патриарх Иаков удостоился мистического видения "лестницы, стояшей на земле и достаюшей до неба", две части которой, пересекаясь, прообразовывали Крест, коим земное свободно соединяется с Небесным, человек с Богом, и по ступеням которой "ангелы Божий восходят и нисходят" (Быт 28, 1 2), знаменуя крестообразно непрестанность Божьего спасительного попечения и промыслительного охранения человека.  
    Ветхозаветный жертвенник, являясь преобразованием новозаветного жертвенника - Креста Христова, имел с четырех концов установленные роги, которые помазывались жертвенной агнчей кровью, являвшейся прообразом крови Христа, грядущего пролить ее на Кресте...  
    Свастика присутствовала как в дохристианской культуре славянских племен, так и собственно в русской, христианской культуре. Церковь знала символ свастики с первых веков; он встречается, начиная с римских катакомб Надгробный мученический Крест-свастика берет название именно от римских катакомб Св. Каллиста, где он наиболее часто встречается на надгробных плитах эпохи иудейских гонений на Церковь Христову.  
    В индуистской и буддийской символике, имея значение счастья, благополучия, знак свастики употребляем и христианами как символ полного христианскою посвящения (рис. 1), извествования о спасении, или нерасторжимом единении со Спасителем, которого удостаиваются немногие, достигшие полноты христианского совершенства, в том числе принявшие мученический венец (рис. 2 и 3), как символ неповрежденности от иудейской злобы. В этом смысле надгробный мученический Крест (или свастика) сохраняет до последнего времени острую антииудейскую направленность, в чем легко может убедиться всякий, имеющий желание личного мистического опыта в лоне Православной Церкви...  
    "Усвоенная" церковным сознанием, свастика была распространена повсеместно (рис. 4, 5, 6) Она встречается буквально на всех возможных памятниках материальной культуры Руси; одно перечисление видов и разновидностей украшенных этим знаком предметов заняло бы не одну страницу. Кратко можно сказать так: свастика, во всем многообразии своих форм, применялась как в храмовом, так и во внехрамовом ремесле. К примеру, из книги "Христианская символика" графа А.С. Уварова можно узнать, что гамматический Крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV-ом веке. В альбоме же "Византийская миниатюра" можно прочигать о том, что в IX-ом веке по заказу Императрицы Феодоры в Императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических Крестов, с элементами античного орнамента меандра... Воистину, нет никакой возможности признать оккулыными, массонскими символами сотни изображений гамматического Креста у христиан, например: отлитых и гравированных на церковной утвари домонгольского периода; мозаических - под куполом Собора Святой Софии в Киеве; иконописных - на облачениях Византийских cвятителей; рельефного орнамента вокруг дверей Нижегородского Кафедрального Собора, вышитых на фелони Московского Храма Николы, что в Пыжах; литых - на металлической ограде   над дверьми Собора Святых апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге и т.д.  

 
 
   Наиболее часто встречающиеся в этнологий объяснения свастики говорят о ней как о символе света, солниа, ветра и огня. Внимательное изучение символизма движушегося Креста показывает, что он обозначает не столько сами стихии, сколько их незамутненную, идеальную сущность. Свастика - это неисповедимый досолнечный свет библейского Шестоднева, царственное "Солнце всем погодам" славянских преданий, веяние тихого ветра, "глас света тонка" в видении пророка Илии. Наконец, это священный огонь древних ариев, не вместимый полностью ни одной земной стихией.  
   В свете Христова учения свастика выступает как символ действующего посредством огня и ветра СвятагоДуха, о котором в Писании говорится: "И Аз умолю Отца, и иного Угешителя даст вам, да будет с вами вовек Дух Истины, Его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его, яко в вас пребывает и в вас будет" (Ин. 14, 16-17).  
   Если интерпретировать свастику в контексте христианских богословских понятий, то правосторонняя свастика должна считаться знаком исхождения Св. Духа, а левосторонняя -Его собирания. И два этих деяния только на внешнем плане противоречат друг другу. На самом деле они взаимодополняют одно другое. Более того, одно не может сушесвовать без другого. "Идет к югу и обходит к северу, обходит окрест: идет Дух, и на круги своя обращается Дух" (Екклесиаст 1 -6).  
Как видим, не подобает нам, христианам, верить ничьим басням о Крестах как о "вражеской" символике, "чтобы не упразднить Креста Христова" (1 Кор. 1,17) и в результате этого вообще не потерять жизнь вечную! "Ибо слово о Кресте для погибающих безумие есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1 Кор. 1, 18).  
Согласно 73 правилу Пято-Шестого Вселенского Собора, все, кто изображают Крест там, где он может быть попираем ногами, предаются проклятию и отлучаются от Церкви.  
   Как мы уже определили, гамматический Крест-свастика особливым образом связан с Третьей Ипостасью Св. Троицы и знаменует собой "силу, действие и наитие" Святаго Духа. (рис. 1). Таким образом, хула на Свастику оказывается хулой и на Духа Святаго, грехом который не простится и в будущем веке. Однако, надобно сказать и то, что "повышенная нервность" "православных патриотов", обнаруживающаяся при виде Свастики, - есть явление, в некотором роде совершенно "нормальное", -"нормальное" в ситуации последних времен. Всегда надлежит памятовать о том, что "христиане", официально зарегистрированные в качестве "христиан" в царстве антихриста, будут, разумеется, христианами лишь "по анкете". Но поскольку внешность сии лже-христиане будут иметь (и имеют уже!) вполне "исправную" и поскольку "чужая душа" - как известно, "потемки", то распознать (хотя бы отчасти), кто какого духа, можно лишь символическим путем. С определенностью мюжно утверждать, что конечные судьбы Церкви Воинствующей неким таинственным образом связаны именно с этим, "отверженным символом". На это предуказывает хотя бы то чрезвычайное почитание, коим пользовалась данная разновидность Креста у Свв. Царственных Мучеников. Все восхождение Св. Царя-Мученика и его св. семейства к высотам их христо-подражательного подвига происходило "под сенью Свастики" (рис. 7). Для последней по времени Царской Четы России этот символ имел, вне сомнения, еше какое-то личное, сокровенное, но глубокое осознанное значение.Словно знак жертвенной души-семени, так часто встречающийся в римских катакомбах, сквозь века проступает он на вешах, принадлежавших Императорской Семье последнего Рима, - Романовых. Тысячелетие христианской государственнести Руси как бы заключается между двумя царями-мучениками: Николаем-Аскольдом Киевским (881) и Николаем Александровичем Романовым (4/17 июля 1918), для супруги которого собирающая (обратная) свастика стала любимым знаком.  
  
Рис. 6. Типы новгоролских крестов ло XV в. со свастикой в срелокрестии. 
Схемы по Шляпкин И А Древнерусские кресты СПб , 1906 

   Александра Федоровна велит гравировать ее на подарках ближним, ставит в завершении писем, а 20 декабря 1917 г. пишет своей бывшей фрейлине и лучшей подруге, Анне Александровне Вырубовой (1884-1964 гг.). "Послала Тебе по крайней мере 5 нарисованных карточек, которые Ты всегда можешь узнать по моим знакам (свастика)...".  
   Николай Евгеньевич Марков (П-ой), член Думы, пытавшийся освободить Царскую Семью, вспоминал: "Нашим условным знаком была свастика... Императрица хорошо знала этот знак и предпочитала его другим...". Среди вещей, собранных следователем Н.А. Соколовым, имелась рукописная Псалтирь, принадлежавшая Государыне, где на одной из страниц есть подчеркнуто выделенная среди растительного орнамента крестоугольная свастика. 
 

 
Рис. 7. Лист из рукописной Псалтири Императрицы Алексанлры Федоровны. Снимок из архива А.Н Стрижева
 
   Автор книги "Коней Романовых" В. Александров последнюю главу, о пребывании царственных мучеников в Ипатьевском доме, так и озаглавил "Под знаком свастики".  
   Вплоть до того, что Ипатьевский дом, ставший Голгофой последнего Русского Царя, был назнаменован изображением сего Креста, начертанным рукою Св. царицы-Мученииы, явившись ярчайшим знамением победы Христианского Духа над кознодейственными силами зла.  
Так что нельзя не согласиться с А. Широпаевым, написавшим: "Вне свастики сегодня нет Православия. На отношении к свастике сейчас проверяется русскость и православность. Проверяется наша верность Богу".  Аминь.  

 P.S. В то время, когда писалась эта статья, Санкт-Петербургское законодательное собрание выработало и запустило в действие механизм нового, кощунственного закона, по которому административное наказание накладывается на всякого, дерзнувшего как-либо изображать или использовать символ свастики (а также напоминающие таковой). Законодатели, грозясь наказаниями и гонениями почитателям гамматического Креста, не подумали о тех наказаниях (карах Божиих), кои навлекают на свои головы все хулители Креста Господня.  
 Какой цели хотят достигнуть "народные избранники" своим кощунственным законом? Поставить преграду перед распространением неонацистского (фашистского) движения? Но разве не ясно, что борьба с символами - лишь борьба с химерами и подлинное зло, успевшее к этому времени прикрыться новой символикой, остается нетронутым? Да и виноват разве прекрасный древний символ в том, что кому-то пришло в голову использовать его для освяшения своих черных дел? И почему в таком случае не вызывает у господ-депутатов столь жгучего отторжения красная пятиконечная звезда, под знаком которой пролито крови не меньше, если не больше, в годы жидо-большевистской революции? Звезда сия (в христианской традиции рассматриваемая не иначе как знак оккультный - "печать антихриста") по-прежнему сияет на Кремлевских башнях, офицерских погонах и т.д. Отчего же не объявится и ей беспощадная война?  
 Или, быть. может, все дело в том, чья кровь лилась под знаменами того или иного символа? Стоит призадуматься. А ведь и впрямь, свастика стойко ассоциируется с фашистскими концлагерями, а значит, и со вселенским воплем о Холокосте. Может, в том и состой; разгадка двойного стандарта в огношении эчих символов? Под одним лилась кровь "богоизбранного народа", а под другим - сами "богоизбранные" нахамкесы, троцкие, ягоды, тухачевские и проч. проливали потоки русской крови.  
В этой связи хочется заметить, что в настоящее время существует лишь одно государство в мире, имеющее и проводящее в жизнь государственную идеологию и религию, провозглашающую превосходство одной нации над всеми другими народами на земле. Это государство - Израиль. У еврейского фашизма также есть свой символ - мохендовид (шестиконечная звезда Сиона), но об этом фашистском символе также молчат наши депутаты. Невольно приходит на ум старая поговорка: "Вор кричит: "Держи вора"".  

(по материалам журнала "Родина", газеты "Царский Опричник", 
альманаха "Жизнь Вечная" и книги Н. Козлова "Крестный путь")
Павел Невзоров

Содержание