Александр Елисеев
Орден святорусских богатырей

   Многие патриоты с сожалением отмечают, что на Руси не существовало мощной и устойчивой орденской традиции. Они рассуждают примерно так - конечно, Опричнина, православные братства, Запорожская Сечь представляют собой славные страницы русской истории, их следует считать орденскими братствами, но в масштабах целого тысячелетия этого очень и очень мало. Подобные рассуждения верны лишь отчасти. Во-первых, указанные структуры до сих пор малоисследованы, поэтому их роль вольно или невольно принижается. Во-вторых, от внимания наблюдателей практически полностью ускользает древнерусское рыцарство - богатыри Древней Руси.



   Мы беремся утверждать, что древние витязи составляли великолепно организованную общность, которую можно смело охарактеризовать как мистическое воинское братство.
   Тут, прежде всего, необходимо обратить внимание на некоторые специфические черты, присущие русским богатырям, черты, известные нам по былинному эпосу. Особенно важен, для темы нашего исследования, образ Ильи Муромца - его центральной фигуры. В свое время митрополит Иоанн (Снычев) заметил, что богатырская деятельность этого древнего героя является одновременно и деятельностью святого странника. "У него, - пишет митрополит, - нет ни постоянного дома, ни хозяйства, он не связывает себя никакими житейскими попечениями и заботами, презирая богатство и славу, отказываясь от чинов и наград. В былинах он описывается как паломник, посетивший Царьград и нашедший по дороге чудесный крест, под которым было спрятано серебро и злато (их Илья отдал князю). После этого события прилетела "невидимая сила ангельская и взимала то его со добра коня, и заносила во пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленны".
   Былины особо подчеркивают, что Илья являлся горячим и грозным защитником Православия. При этом же они повествуют о том, как он, собирал по Киеву "голи кабацкие" и сшибал стрелами золоченые маковки столичных церквей. Казалось бы тут налицо противоречие, однако, вдумчивый наблюдатель, хорошо знакомый с многообразием православно-аскетического служения, легко признает сакральное значение буйства Ильи. Так, митрополит Иоанн вполне обоснованно приписывает ему "юродство во Христе", выделяя следующий факт - "бунт" Ильи вызван некоторым равнодушием киевской элиты к богатырскому служению. Воин-юродивый Илья не борется против Православия, он выступает против теплохладности, часто проявляющейся (в определенной мере) даже у самых достойных людей. Кстати сказать, Илья не боится, как и положено юродивому, перечить князю, хотя и никогда не доходит до бунтарства в его современном понимании. Он глубоко уважает князя и помогает ему в трудную минуту, тем более, что сам князь признает неправоту.
   Свою богатырскую силу муромский богатырь получил от некоего "калики перехожего". И это - предельно важный момент, позволяющий выстроить цепочку рассуждений в довольно неожиданном направлении. "Калики перехожий", хорошо знакомые всем, кто увлекается древней историей, были не просто сообществом странников, сочинявших и распространявших знаменитые духовные стихи, они еще и посвящали себя богатырскому служению. В толковом словаре В.Даля "калика" определяется и как "странствующий, нищенствующий богатырь". В духовном стихе "Сорок калик со каликою" они предстают "добрыми молодцами", от их зычного крика дрожит "матушка сыра-земля". Указанное стихотворение содержит данные о том, что движение "калик перехожих" было четко структурировано - у них наличествовал институт "атаманов", обладавших значительными властными полномочиями. Кроме того, калики находились в тесной связи с церковной организацией. В "Уставе Владимира" они названы среди церковных людей. По сути дела, калики перехожие являлись неким религиозно-мист
   ическим орденом, сочетающим странничество и нестяжательство с воинским, рыцарским служением, а также с поэтическим творчеством.
   Скорее всего, именно каликам принадлежит авторство русских былин, ранее приписываемое крестьянству (былины записывались в деревнях). Не так давно некоторые исследователи, очевидно хоть чуть-чуть опомнившись от дурмана плебейской советчины, обратили внимание на точное описание различных видов древнерусского вооружения, данное в былинах. Получалось, авторы былин являлись профессиональными воинами. Характерно, что деревенские сказители ("толковники"), кстати сказать, представляющие собой нечто вроде особой касты, сообщали о некоем древнем запрете менять что-либо в хранимых и передаваемых ими былинах. Напрашивается вывод - былины некогда оказались переданными простому люду орденским рыцарством с целью сохранения (о предполагаемых обстоятельствах этого события будет сказано несколько позже).



   Посвящение Ильи Муромца в богатыри именно представителями этого ордена свидетельствует о том, что вся богатырская традиция основывается на существовании могучего ордена странников - особого инициатического военно-религиозного братства "калик перехожих". Данное братство каким-то образом входило в состав церковной организации, находясь в теснейшей связи с монашеством и юродивыми.
   Возникло данное братство, скорее всего, во времена Владимира Святого, после Крещения Руси. На это указывает упорное задействование его образа в большинстве былин. Нас вовсе не смущает значительный разрыв во времени - почти все реальные деятели (Илья Муромец, Алеша Попович, Василий Буслаевич и т.д.), за исключением Добрыни Никитича (дяди св. Владимира) жили в другое время. Эпос, сакральное творчество, хотя и учитывает историческую действительность, однако, живет по особым законам, побеждающим обыденное "историческое" время. Объединение персонажей, живших в разное время, в рамках одного периода ("эона") совершалось сознательно, в "ритуальных" целях. Оно создавало особую, волшебную вселенную Мифа, которая тоже реальна, но только по-иному. Сталкиваясь с былинным Мифом, русский человек имел возможность увидеть "модель" некоей идеальной героической цивилизации, руководимой равноапостольным князем и защищаемой одновременно всеми выдающимися подвижниками Меча, рыцарями ордена святорусских богатырей. В принципе
   наблюдатель здесь сталкивается с Золотым Веком Руси, который не "разбросан" во времени, но "собран" в один кратковременный, однако, блистательный "эон".
   Ужасающее, по своей варварской мощи, монгольское нашествие сокрушило древнерусскую цивилизацию и ее орденские структуры. Богатыри подверглись почти поголовному истреблению еще в 1223 году в битве на реке Калке, о чем поведало "Сказание о разорении Русской Земли". Позже орден исчез вообще, успев только передать былины на хранение посторонним лицам из простонародья.
   Последнее требует особых пояснений. Монголы практически уничтожили весь верхний слой Руси. Многим такое утверждение покажется натяжкой, но достаточно только вспомнить, что русские летописи не упоминают названия 80% от числа городов, существовавших до нашествия, и масштабы разрушения предстанут сверхкатастрофическими - сопротивление нашествию было невероятной силы и монголам приходилось вырезать всех и вся, уничтожая подавляющее большинство городов. Естественно, в первую очередь гибли самые лучшие люди - аристократы, рыцари ордена. И если даже от всего городского населения погибло приблизительно 80%, то процент погибших аристократов, кшатриев должен быть намного большим. Только такой геноцид, мало чем уступавший большевистскому "срезанию" верхних слоев в 1918-21 годах, и может объяснить последующую некоторую слабость русской аристократии, отсутствие у нее достаточно мощных и ярких орденско-рыцарских традиций.



   Немногим уцелевшим витязям пришлось передать былины на хранение крестьянам - все остальные слои оказались просто неготовы к этому, пережив страшнейший разгром. Вот почему былины дошли к нам в передаче деревенских жителей, что дало демофилам основание приписывать их авторство крестьянству.
   Сегодня пришла пора возродить сакральное могущество Древней Руси, попранное сначала невежественными кочевниками, а затем всякого рода подрывными элементами. Настало время "воскресить" Золотой Век Руси Великой. Не к созданию массовой, пусть даже и национальной, партии нужно стремиться всем истинно-русским. Орден - вот то, что завещано нам и русской Историей и русским Мифом! Печально видеть как многие русские патриоты пренебрегают духовным наследием славной киевской эпохи, устремляя свой взор на оккультно-мистический Запад, крайне подозрительный с точки зрения Традиции. Стоит ли, например, увлекаться ростовщиками-тамплиерами, которым даже симпатизирующий им Дугин приписывает очень многие контринициатические черты? Разумно ли восторгаться так сильно германскими ариософскими орденами, чье учение представляет собой странную смесь из традиционных восточных доктрин, теософии, гностицизма и скандинавского язычества?
   И это тогда, когда у нас в распоряжении находится множество героических, рыцарских песен Руси, повествующих о духовных и ратных подвигах наших великих предков! Приходится признать, что современные патриоты приобрели какую-то болезненную привередливость - не желая в полной мере задействовать свое духовное богатство (никто из них всерьез не касался тех же самых былин, оставляя их изучение ученым-рационалистам), они спешат к чужому, желая на роскошном пиру еще и "соловьиных язычков".
   Лишь на путях последовательного национализма можно обрести истинную Традицию, имманентную собственной сути. Поэтому отечественные традиционалисты должны изучать, в первую очередь, свою, русскую древность.



   В заключение хотелось бы предостеречь от излишнего увлечения Киевской Русью, точнее - от противопоставления ее Руси Московской. В последнее время некоторые чересчур эмоциональные патриоты-публицисты любят порассуждать об "азиатской", "ордынской" Москве, полностью утерявшей арийский, рыцарский Дух. Конечно, некоторая азиатчина в Московской Руси была, достаточно только вспомнить самоуничижение русских аристократов, часто именующих себя холопами Царя. Однако, это подобострастие, как и другие "азиатские" моменты, возникло не столько в результате монгольского влияния, сколько ввиду необходимости предельного (и даже запредельного) усиления единоличной власти - геополитическое положение Руси было жутчайшим (на один год мира приходился один год войны). История не оставила русским другого выбора - монгольский разгром и постоянные войны вынуждали к подобным перегибам.
   Кроме того, критикам Московской Руси, националистам-"европофилам", не плохо бы задуматься над тем поразительным сходством, которое наблюдается между ними и их якобы злейшими врагами - евразийцами. Довольно показательно, что известный историк-евразиец Л.Гумилев также резко разделял киевский и московский периоды, правда, в пользу второго. Любое очернение национальной истории приводит к одному и тому же - одни непоследовательные националисты глядят на Запад, другие - на Восток, забывая при этом смотреть себе под ноги, в результате чего и спотыкаются постоянно.
   И лишь преданность своим национальным основам, своему Духу, своей Крови, своей Почве способно придать русскому традиционализму устойчивость и силу древлекиевских богатырей.


Предыдущая статья
Содержание
Следующая статья